Кругом бодяга?
Однако так и хочется вслед за героем известного фильма воскликнуть: «Огласите весь список, пожалуйста!» Тем более что, уверяю вас, чиновники департамента смогут назвать еще как минимум несколько десятков адресов, где можно залить не бензин, а черт-те что.«Бодяга», «бодяжник»… Первое название не надо путать с именем пресноводных губок Spongilla, которые использовались на Руси в качестве средства народной медицины, тем более что и писалось оно через «а». Эти понятия появились в начале 90-х годов благодаря тем, кто навострился делать из «прямогонного» бензина Аи-80 топливо с практически любым октановым числом. Однако расцвет в «бодяжной» отрасли настал несколько лет назад, когда были введены новые акцизы на бензин: «прямогонка» оказалась единственным продуктом нефтеперерабатывающих заводов, не облагаемым налогами как «продукт для химической промышленности».А далее все просто: на том же НПЗ покупались присадки, на глазок добавлялись в цистерны, и этот «коктейль» по пути следования от встряхивания превращался в Аи-92 или даже в Аи-95 (в зависимости от массы присадки). Однако и на этом можно было сэкономить: для того чтобы повысить сопротивляемость бензина к детонации (именно это свойство и определяется октановым числом), в него достаточно добавить ацетон, парафин или простую воду.Лабораторное октановое число таким образом можно и до 100 догнать, а вот моторное… Мотору-то, как раз, будет каюк. Не сразу, но скоро.А несколько месяцев назад экологи просто глазам своим не поверили, обнаружив в некоторых пробах, взятых на АЗС города, тетраэтил свинца! В Москве его использование запрещено с 1997 года, в России – с 1 декабря 2002. И вот – возвращение… Только в ноябре на шести АЗС в пробах был обнаружен свинец – и это при том, что проверено было 17 комплексов! А вообще по итогам уходящего года каждая восьмая проба не соответствует ГОСТу. За различные нарушения в 2005 году штрафовались ЗАО «Ассоциация «Гранд», ООО «КПФ Лидер-АСВ», ООО «Ассирия 21 век», «Би-Газ-Си» и другие. Этим компаниям «экологический знак» – его внедрение началось минувшим летом – еще долго получить не удастся. Во всяком случае, заявку на знак можно будет подать не ранее чем через два года.Правда, для того чтобы работа Департамента принесла ощутимые плоды, нужно и участие автомобилистов. Сегодня большинство выбирает АЗС не по знаку – многие, кстати, до сих пор не знают, как он выглядит, – а по цене на бензин. Если нам удастся переломить самих себя, выбирая качество, которое гарантирует департамент правительства Москвы, то через несколько лет «неправильные» АЗС или исправятся, или вымрут. Как мамонты. А мы наконец забудем, что такое «бодяга».