Учимся управлять государством

Общество

[i]4-й этаж 1-го ГУМа — корпуса гуманитарных факультетов МГУ — делят историки и студенты ИГУиСи. В студгазете «4-й этаж» можно прочитать призыв к народу принять участие в КВН («Нужны люди, обладающие достаточным потенциалом для написания чего-нибудь эдакого… Спецы писать на партах в аудиториях в расчет не берутся»). Объясняется, для чего нужен сотовый телефон (от ковыряния в носу до использования по прямому назначению — выпендриваться перед студентами). И рядом как отклик на реалии жизни — фантазии на политическую тему… Проблемы, которые предлагаются для обсуждения учебным планом, тоже будто взяты из заголовков центральных газет: «Есть ли у России национальные интересы?».Да и сам институт в наибольшей степени отвечает требованиям времени. Названия курсов говорят сами за себя: «Стратегический менеджмент», «Этика управления», «Муниципальные технологии», «Стратегия и тактика принятия политических решений», «Деловое общение»… Мы беседуем с деканом ИГУиСИ — Алексей Викторович, идея создания института принадлежит ректору Московского университета Виктору Антоновичу Садовничему, не так ли?[/b] — Совершенно верно. Опыт показывал, что подготовка только экономистов, только юристов все же не столь общественно значима, как подготовка синтетических специалистов. Возникла идея соединить право, экономику, социологию, политологию в обучении управленца новой формации.Мы считаем, что преподавание госуправления должно быть и наукой, областью высокой профессиональной преподавательской деятельности. — Институту хотя и меньше лет, чем первокласснику, но все же он уже ощущает себя как личность, у которой что-то есть за плечами. Есть уверенность в том, что идея ректора создать наш институт воплощена, и не может быть отменена волей каких-то случайных обстоятельств. Мы прочно стоим на ногах. Состоялся первый выпуск. И то, что вручал дипломы не кто-то, а мэр Москвы, — это признание. Ежегодный прием возрос с 30 до 120 человек. Сейчас, помимо дневного отделения, у нас появилась программа второго высшего образования. Обучаем не только московских ребят, но и тольяттинских, четыре потока по 70 человек.Да и сами студенты стали более активными. Первое время они пассивно слушали лекции, получали знания. А сейчас почувствовали себя общностью. Свою газету выпускают.Организовали спортивные команды. Студенческий совет хотят создавать.Но самым значимым было то, что выпускники пошли к нам в аспирантуру, и самые лучшие. Через два-три года они придут на смену своим преподавателям.В США объявлен конкурс на крупный грант для американских вузов, которые будут сотрудничать с нашим институтом с точки зрения постановки там программы для наших студентов в области государственного управления и государственной политики. Разве это не симптоматично: крупные суммы выделяются на сотрудничество именно с нами. Прорабатываются и другие проекты.Один из них — с европейским сообществом. Так что о нас узнали в мире, и наши ученые совместно с иностранными уже имеют публикации, в том числе уникальные.Примерно раз в месяц к нам приезжает из-за рубежа профессор либо крупный общественный деятель. Недавно был сенатор США, который с удовольствием читал нашим ребятам лекции. Один из курсов ведет американский профессор.Из ФРГ приезжало около 15 специалистов права, экономики, управления.Им очень нравится заниматься с нашими ребятами.Во-первых, читать лекции им можно на английском языке, а начиная с третьего курса — на немецком и французском. Во-вторых, они совершенно не закомплексованы — задают умные, сложные вопросы без всякого стеснения, невзирая на ранги. Хоть сенатору, хоть кому, зададут такой вопросик, что те начинают ерзать. Руководитель счетной палаты Великобритании был поражен: «Меня спрашивали о том, что не каждый специалист и в Англии сообразит».Больше всего радует меня наше молодое поколение, в котором я вижу и доброжелательность, и достаточные знания, и хорошую амбициозность, чтобы они могли занять то место, которого достойны в системе управления будущего общества.[b]— По итогам рейтинга, опубликованного в журнале «Карьера», ИГУиСИ оказался на первом месте. Вы умалчиваете об этом из скромности?[/b] — Рейтинг — дело неблагодарное: сегодня один, завтра другой. Хотя ничего удивительного в высокой оценке нет.Если бы опыт преподавания государственного муниципального управления у кого-то был в 2—3 раза больше, тогда можно было бы удивляться. А так у всех, как у нас, либо немного меньше. И здесь университетская специфика задала образцы: как-никак, цитадель науки и культуры. — А как же! Первая половина будет общеуниверситетской, во время которой ректор и деканы расскажут об университете, условиях поступления, а потом — факультетская. У нас планируются выступления декана, заведующих кафедрами и представителей предметных комиссий, которые объяснят, что нужно абитуриентам, чтобы поступить в наш институт: на какие подготовительные курсы пойти, какой литературой воспользоваться, чтобы выдержать непростой конкурс.— Есть такая известная фраза: много званых — мало призванных. Мы хотим, чтобы еще с 8—9-го класса о нас узнали и захотели к нам поступать. И долго-долго работали с тем, чтобы само поступление не было волей случайности. Ведь на самом деле конкурируют 2—3 сильных человека. Больше и не надо.Мы действительно оказались среди модных, но нам это не нужно. Мы хотим отобрать тех, кто будет способен взять на себя моральную ответственность за то, что с нашим обществом происходит. Помочь государству выйти из кризиса. А единственный путь к этому — не просто говорить, что есть программа, есть идея, а найти людей, которые могут это реализовать.

amp-next-page separator