Храм Христа Спасителя: художники пишут сутками

Общество

В ХIХ веке огромное сооружение расписывали 20 лет. Менялись поколения художников, вкусы и стили. Старых академиков Басина, Бруни, Верещагина, Маркова «поджимали» молодые гении, совершенно не похожие друг на друга, — Крамской, Семирадский, Суриков... Некоторые мастера живописи не дожили до завершения работ, как и сам автор храма — архитектор Константин Тон, как автор лучших горельефов на фасаде — скульптор Александр Логановский.Сравнивать два века некорректно. Прежде художникам приходилось пешком взбираться по лесам на 70 метров и выше. Крамской вспоминал о тысяче ступеней. Кресло-подъемник служило только избранным — Тону, иерархам церкви, членам царской семьи.Теперь скоростной лифт. Художники оказываются под куполом за несколько минут. Камень с плеч сняла компьютерная разметка, позволившая точно перенести изображения на вогнутые поверхности стен.Воссоздание живописного убранства храма идет будто на одном дыхании. Российская академия художеств объединила силы сотен мастеров. Она дважды проводила выставки-конкурсы проектов росписей. Из 34 творческих коллективов отобрали 9 бригад — шесть московских, две питерские, одну ярославскую. На лесах работали и работают до 300 художников. Круглосуточно.При огромных масштабах росписей мастера думают сначала о качестве — об иконографичности образов, светоносности ликов, об устойчивости красочного слоя, о благолепии. На сусаль ушло более 50 килограммов золота высокой пробы. В интерьере оно век не потускнеет.Масляные краски произведены в Петербурге и Подольске на природных пигментах. Специально придумали этажерки для красок и ванночки-«непроливашки», очень полезные на большой высоте.Многие работают в озарении. Когда уходят силы — отдыхают на лежаках, поставленных в храме, и снова поднимаются на леса. Там, как верхолазы, пристегиваются монтажными поясами.Сюжетные росписи были начаты весной. Это 7000 квадратных метров поверхности, 500 образов святых и 26 больших композиций на библейские и исторические темы.История: Крещение Руси, строительство Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей, закладка Успенского собора Московского Кремля...Уже 8 сентября Юрий Лужков и Алексий II символически открутили гайку крепления многоэтажных лесов под главным куполом. Это означало: выполнена крупнейшая часть работы — готов центральный живописный плафон, или свод купола, расписан барабан, или подкупольное пространство по окружности. И все за 4 месяца! Главный свод расписал профессор Суриковского института с коллегами. На овальной поверхности — изображение триединого Бога, композиция размерами 16 на 16 метров. Боготец Саваоф, Бог-сын младенец Иисус, Бог-дух святой в виде голубя.Доверие оказали мастеру с солидным опытом. Максимов, выиграв международный конкурс, расписал купол храма в столице Кипра Никосии. Древнее сооружение пострадало от турок, и судьба его близка судьбе храма Христа Спасителя. Работал в Греции, в нашей Оптиной пустыни.— Приступая к композиции триединого Господа, — рассказывает художник, — советовался со священнослужителями, богословами. Воспроизвести первоначальное изображение нужно было максимально точно. Но Марков и Крамской придали Саваофу много экспрессии. Так во второй половине ХIХ века видели процесс мироздания. ХХ век жаждет покоя для нынешних и грядущих времен. Это пытался выразить, когда писал взор и лик Бога-отца...— Писать лежа-полулежа в кресле с откидной спинкой, само собой, не просто. Но гораздо сложнее от того, что композиция перегорожена лесами. Цельный образ приходилось держать в голове постоянно. Работали, не различая дня и ночи, но так увлеченно, что спохватывались лишь, когда дышать становилось нечем. Лето было жарким. Испарения скипидара, уайт-спирита, лака, красок поднимались вверх. Отверстие в куполе, оставленное для вентиляции, помогало только в утренние часы. Днем купол раскалялся и гнал обратно сорокаградусный воздух. Потом привыкли. Обжились. Даже мой день рождения отметили на 70метровой высоте. Над головой — золото, яркие росписи. Праздник в царских чертогах! — Поздно вечером ко мне под купол поднялись художники из всех бригад. Сколько леса могли выдержать. Пели «Многая лета...» — По секрету: было. По одной.Жена приготовила торты. Сумасшедшая нагрузка, а радостные минуты есть. Например, когда мэр приезжает, поднимается на леса. Ход работ всегда в его поле зрения.Юрий Михайлович вдохновляет художников. Скажу больше: без Лужкова не успели бы воссоздать храм к 2000 году! Тяжело было на душе, когда под куполом начали разбирать леса, — пришел конец нашей творческой мастерской, второму дому. Но хлынул дневной свет — разом увидел всю композицию. Это счастье... Одновременно с главным сводом был расписан несущий его барабан.По окружности — 33 шестиметровые фигуры ветхозаветных и новозаветных пророков, учеников Христовых. Среди них и русские святые — Владимир, креститель Руси, и Александр Невский.— Расписать барабан за 4 месяца,— говорит художник ,— помогла подготовка. Она началась до того, как Святейший и Лужков заложили капсулу в основание храма на Рождество 1995 года.Построенная в ХIХ веке великая святыня Москвы стала каноном и эталоном для последующих сооружений. Мы отправились в Елец, Задонск, Козлов-Мичуринск, в Петербург и Подмосковье, где были подобно расписаны храмы, изучали архивы, собирали отблески и тени. У меня 3500 фотокадров, снятых по церквам и архивам... Физически трудно было.Но великое счастье — выполнять заказ, который случается раз в тысячу лет. Поверхность для письма — четыре слоя левкаса — была подготовлена прекрасно. Только пиши...Многие художники перед началом работ совершили паломничество по святым местам. Одним роспись храма открыла путь к вере, другие воцерковлены давно. Николай Мухин из Ярославля написал 28 ликов Богоматери — списков с чудотворных икон для северной галереи. Он считает, его кистью движет вера. Она не дает почувствовать усталость. Поэтому, работая с 9 утра до 9 вечера, он испытывает полное удовлетворение.Столовой, обслуживающей художников, в один день пришлось пересмотреть меню — учесть, что многие клиенты соблюдают посты. Работа меняет людей.Те, кто придет в храм, ощутят энергетику росписей. Но без подзорной трубы не догадаться, с какой тщательностью работали мастера. Алексей Живев из Петербурга рад, что его бригаде удалось воспроизвести надпись из Евангелия с ювелирной точностью при высоте букв 1,2 метра. Он уверен: получилось лучше, чем было. Точнее разместив слова, смогли дописать их окончания, прежде опущенные.На совесть, по-ювелирному выписаны даже те детали изображений, которые снизу не видишь. Святой Георгий поражает змия. На срезе лучадревка его копья в миниатюре повторена композиция этого подвига.Через считанные дни взору предстанет единый облик храмового интерьера. Развитие традиционных настенных сюжетов идет по исторической канве с востока, вместе с движением солнца. В конце пути — коррекция.Строго следуя первоначальным росписям, галерею святых образов тем не менее дополнили ликами Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, которых хронологически не могло быть в прежнем храме. Оставлено место для новомучеников российских. Храм-памятник стал и храмом покаяния.Самая последняя новость. Свершилось то, во что меньше всего верили скептики. Бригада скульпторов, руководимая вице-президентом РАХ , выполнила в камне гигантские горельефные композиции для наружного убранства храма. Многофигурные изображения. «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его воинов». Другие сюжеты истории.Предполагалось, что часть скульптурных композиций выполнят по моделям, снятым с подлинников, которые перед взрывом храма были вывезены в Донской монастырь.Вмурованные в монастырские стены горельефы поражают всех, кто видит их на пороге ХХI века. Но знаменитые изваяния не выдержали бы лишних прикосновений. Пришлось отказаться от изготовления моделей по оригиналам.Впервые столь сложные и объемные скульптуры воспроизведены по фотографиям. Горельефы будут подняты на стены храма вслед за уже установленными бронзовыми фигурами.

amp-next-page separator