Пьяные кошки под луной
Глава ныне бездомного МДФ Ольга Свиблова сообщила, что новое здание уже строится – там же, на Остоженке. Есть надежда, что Дом фотографии вновь откроется там осенью. Однако сейчас, в отсутствие этого пространства, мероприятия фотобиеннале рады принять у себя самые разные московские площадки: от московского Музея современного искусства до обоих Манежей. Не говоря уж о небольших московских галереях и АРТ-стрелке.Всего ожидается 112 экспозиций, из них 51 зарубежная. Такое внушительное количество выставок-иностранцев на фотобиеннале в первый раз.Мероприятия традиционно делятся по темам – весьма, впрочем, условно. Например, присутствует отнюдь не новая тема «Путешествие» – нас ожидают фотоэкскурсии и в Монголию, и в Германию, и во все страны Средиземноморья разом. И в Россию тоже, причем императорскую: Петербургский этнографический музей привез редкие фотоснимки 1890–1910 годов. Ожидается, что они станут одним из «гвоздей» всего биеннале.Но уж точно таковым будет признана большая ретроспективная выставка всемирно известного фотографа Брассая, умершего еще в 1984 году. Венгр Дьюла Хамас, эмигрировавший в Париж и выбравший псевдонимом название родного местечка, Брассай, снимал ночную жизнь Парижа – совсем не праздничную, скорее грустную и полную того влекущего безобразия нищенствующей богемы, которое позволило «проклятым поэтам» назвать Париж «городом, где под луной визжат пьяные кошки».Снимал он и Генри Миллера, и Пабло Пикассо, с которыми дружил, писал романы и книги воспоминаний, а в конце жизни стал любимцем парижской интеллигенции и властей. В частности, Франсуа Миттерана.Не будет недостатка и в современных звездах. Семидесятилетний мастер постановочной эротической фотографии чех Ян Саудек, чей стиль так индивидуален и неповторим, что, раз увидев, больше не перепутаешь.Эротической фотосъемкой он начал заниматься на свой страх и риск еще за «железным занавесом». Американка Нэн Голдин словно перехватила эстафету у раннего Брассая: она снимает ночную жизнь американских трансвеститов и гомосексуалистов; запечатлела на пленку и собственную любовную историю. А молодая немка Лоретта Люкс, по образованию художник, прославилась фотопортретами детей в стиле Пинтуриккио и Веласкеса.Знаменитости мирового класса – солидный фон для кричащего разнообразия фотографий, агрессивно темпераментных или щемяще лиричных. Ослепляющая разностильность наглядно показывает, какое место в современной жизни занимает фотография. Ведь без нее невозможно представить не то что газету или журнал, но даже обычную квартиру.