МИД сделал историческое открытие

Общество

В музеях и присутственных местах эти требования выполнить легко: купил билет (или просто прошел) в открытое общественности здание-памятник – и наслаждайся застывшей в камне музыкой, запоминай интерьеры. А как быть с резиденциями министерств и ведомств, прочих органов власти, особняками, взятыми в аренду коммерческими фирмами? Шесть лет назад предложил Юрию Лужкову установить в течение года две постоянные даты – 18 апреля и 18 мая, когда любые памятные здания и сооружения в столице были бы доступны для всех. И если в первых Днях исторического и культурного наследия Москвы участвовало всего 26 таких объектов, то теперь – больше двухсот.В этом году, по выражению Бунимовича, пали две последние твердыни – Большой Кремлевский дворец и Дом приемов МИДа на Спиридоновке. Первая в истории экскурсия по главным кремлевским апартаментам в программе Дней наследия состоялась месяц назад (). Вчера мы стали свидетелями аналогичного события в Доме приемов – потрясающем неоготическом особняке Федора Шехтеля, для которого этот заказ мецената и промышленника Саввы Морозова стал одной из первых самостоятельных работ.Ровно в четыре часа дня пригласила на территорию старинной московской усадьбы небольшую группу посетителей.Раиса Александровна поведала нам об истории этого места, о дореволюционных владельцах «английского замка» Савве Морозове (позднее – его вдове Зинаиде) и Михаиле Рябушинском, о 77 годах жизни дома-памятника под эгидой внешнеполитического ведомства.Не обошлось и без упоминаний о сильнейшем пожаре, приключившемся в особняке Морозовых 11 лет назад. Интерьерам тогда был нанесен колоссальный ущерб, но всего лишь 11 месяцев спустя благодаря мастерству специалистов Спецпроектреставрации Минкультуры здание было полностью возрождено. В зале рококо теперь красуются восстановленные мастерами Третьяковки по мельчайшим гобеленовым ворсинкам три пейзажных полотна живописца Константина Богаевского. Серьезной реставрации подверглись и три панно Михаила Врубеля в гостиной – «Утро», «День», «Вечер», а фрагменты его же витража, изображающего возвращение рыцаря с войны, даже пришлось заново заказывать англичанам. К счастью, уцелели мозаичные витражи Врубеля, а главное – оригинал его скульптуры «Робер и Бертрам» в основании парадной готической лестницы.– А вот гобелен XVIII века, находившийся здесь же, над лестницей, увы, полностью сгорел, – добавляет Раиса Попова. – Он тут провисел больше десяти лет, после того как был изъят при аресте впоследствии расстрелянного директора Елисеевского гастронома. Теперь на его месте – ковер с похожим пейзажным сюжетом.За время получасовой экскурсии никто ничего не разбил, не поцарапал и не испортил. Никакого ущерба внешней политике России мы не нанесли, зато польза (надеемся, обоюдная) очевидна. Остается загадкой, почему все минувшие годы Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) упорно игнорировало просьбы московских властей, объясняя свои отказы режимным характером сооружения.Правда, и вчера в бильярдную и две смежные залы на 2-м этаже нас не пустили, сославшись на срочный ремонт (что явилось неприятным сюрпризом для представителя Москомнаследия, с которым должны согласовываться все ремонты и реконструкции). Да и согласились мидовские чиновники допустить в свой Дом приемов две скромные группы московской общественности буквально накануне, из-за чего подавляющее большинство желающих просто не знали о такой возможности. Но вода камень точит.– Надо добиваться, чтобы подобные здания были открыты не раз в году, а регулярно, по заранее известным определенным дням, – считает , одна из немногих «обычных» москвичек, побывавших благодаря Дням наследия в особняке Шехтеля. – Ведь так происходит во всем мире, в том числе в Англии, вдохновившей нашего зодчего на эту работу.

amp-next-page separator