Эта ломкая зелень

Общество

Утро, час пик, пересечение улицы Архитектора Власова с улицей Гарибальди. Автомобильная пробка начинается аж от улицы Обручева. Почему? Десятки водителей, презрев все правила, выезжают на встречную полосу, рискуя собственной жизнью и жизнью тех, кто едет навстречу. Ответ на вопрос «Чего стоим?» находится примерно в километре от конца пробки: светофор, пропускающий транспорт с улицы Власова, работает в «зеленом» режиме три секунды (определял по часам).В то время как на более свободной улице Гарибальди «зеленая волна» держится на протяжении от двух до пяти минут! Озверевшие водители, распугивая ни в чем не виноватый встречный транспорт, решают проблему по правилу «кто первый – тот и прав».Описанный случай, к сожалению, далеко не единичный. Чуть ранее точно так же стоял Ленинский проспект на пересечении с улицей Обручева. И только вмешательство регулировщика «рассосало» пробку. Хотя, как утверждают в управлении ГИБДД, участие сотрудников ДПС в регулировании пробок может лишь создать дополнительные проблемы: они пропускают потоки «на глазок», невольно создавая трудности на других участках магистрали. А в ночь на 8 мая в таком же режиме работал светофор у метро «Коньково», удивляя автомобилистов, угодивших в километровый затор чуть ли не в полночь.За разъяснением «ВМ» обратилась в СМЭУ – Специализированное монтажно-эксплуатационное управление. Еще год назад оно находилось в ведении ГУВД, а ныне подчиняется Центру организации дорожного движения правительства Москвы. Дежурный (он же принимает заявки на ремонт) пояснил, что причин всех этих неисправностей много. Оказывается, «светофорный объект» – штука нежная и капризная. Перепад температуры, повышенная влажность, мороз, жара или излишек тополиного пуха – и «мозг» светофора, так называемый контроллер, может просто «заглючить». И немудрено: большая часть светофорных объектов, которых в Москве насчитывается 1674, была установлена не менее четверти века назад, когда основным «электрическим устройством» было обыкновенное реле. Эти реле и сегодня стоят в контроллерах, выпускаемых ОАО «Московский электромеханический завод «Новь» из комплектующих, поступающих из Нальчика.Конечно, постепенная реконструкция устаревших светофорных объектов ведется. Где-то меняют сами светофоры – ламповые на светодиодные, где-то еще и новые электронные контроллеры ставят. Год назад замены требовали 60% светофорных объектов, сегодня в Центре организации дорожного движения утверждают, что новых – больше половины. Но тогда почему же они ломаются?– Светофорная база досталась нам в крайне изношенном состоянии, – рассказал корреспонденту «ВМ» руководитель Центра организации дорожного движения правительства Москвы Сергей ПОПОВ. – Тысячи километров силовых кабелей находились в плачевном состоянии. Чтобы их заменить, при нынешних объемах финансирования понадобится три года, и то при условии, что в это время мы будем заниматься только кабелями, а не светофорами. Интересно, что мы сейчас находимся под прессингом ГИБДД. Ранее, когда СМЭУ было в ведении ГУВД, «гаишникам» было неудобно на нас «давить». А мы люди штатские, на нас можно. Хотя в управлении наши проблемы понимают.По данным Департамента транспорта и связи, ежедневно принимаются заявки на ремонт 100 светофорных объектов. Светофоры не выносят современных условий работы на жаре, в мороз, под дождем, в условиях сильной загазованности. Добавляют проблем ДТП и малолетние вандалы.Системы самодиагностики и оповещения у светофоров нет. О сломанных светофорах ремонтники узнают случайно: если какой-то сознательный водитель сообщит.Но в департаменте считают, что все не так уж плохо: год назад число вызовов доходило до двухсот, а ремонта приходилось ждать по три дня. То самое СМЭУ было для ГУВД чем-то вроде нелюбимого пасынка. Когда эту службу передали в ведение Центра организации дорожного движения, у нее даже телефоны были отключены за долги. А в ГУВД, удаляя этот «аппендикс», не только искренне радовались, но и не понимали – кому нужна эта структура? Всего за год службу удалось реанимировать. Число выездов сократилось вдвое, срок ожидания ремонта – до нескольких часов. Правда, проблем меньше не стало. Ремонтировать устаревший парк светофорных объектов – все равно что латать тришкин кафтан. Особые надежды московских властей связаны с вычислительным центром системы «Старт». Эта система была создана еще на рубеже 1980–1990-х годов, но тогда она работала в экспериментальном режиме. На сегодняшний день «Старт» управляет светофорами в центре города, на Садовом кольце, на Рязанском, Волгоградском, Комсомольском, Кутузовском проспектах (до дома №41), на проспекте Вернадского, улицах Нижегородская, Люблинская, Долгоруковская, Новослободская, Бутырская, Люсиновская, Б. Тульская, а также на Дмитровском, Варшавском и Каширском шоссе. В случае ЧП диспетчеры «Старта» вручную изменяют режимы работы светофорных объектов.В этом году под контроль системы перейдут окрестности Третьего кольца, Можайское, Рублевское, Рублево-Успенское шоссе, Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе до аэропорта «Шереметьево». Сейчас сигналы светофорам передаются в режиме GPRS, а надо бы – по оптоволоконной связи. Но пока это лишь мечта, ограниченная бюджетным финансированием.По самым скромным подсчетам, только на замену всех светофоров городу надо выложить около двух миллиардов рублей. А еще надо менять электронику, программное обеспечение…– Существуют четыре типа неисправностей светофоров, – пояснил руководитель службы эксплуатации ЦОДД Владимир Косенков. – Чаще всего в них перегорают лампочки. Мы постепенно заменяем старые светофоры на светодиодные. Заменено уже около 20 процентов. Они служат до пяти лет без ремонта. На втором месте – перегорание кабелей. Оно вызвано чаще всего нарушением технологий при укладке, особенно зимой: попадает влага, образуется конденсат.Кроме того, когда загораются сразу несколько сигналов, выходит из строя управляющая аппаратура. Ну и поломка светофора при ДТП.Кроме того, как сказал Владимир Косенков, играет роль человеческий фактор: например, неправильная команда, данная одним из операторов компьютерного центра «Старт».В конце прошлого года были озвучены планы Департамента транспорта и связи Москвы организовать конкурс для частных компаний, желающих принять участие в обслуживании светофоров. Может быть, это поможет сократить сроки ремонта.Согласно планам, под контроль системы «Старт» к 2010 году попадут около 800 объектов (около 49 процентов). Практически все они размещены в центральной части города. И лишь потом начнется реконструкция светофоров на периферийных магистралях. Правда, этого еще ждать и ждать.[i]Работники ДПС в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, работают в таких условиях, что им впору начать выдавать молоко за вредность. Примерно так можно интерпретировать новое постановление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. В постановлении отмечается, что деятельность инспекторов ГИБДД проходит в условиях «существенных отклонений от предельно допустимых концентраций и уровней вредных производственных факторов». К вредным факторам относятся содержание в воздухе вредных химических веществ, показатели микроклимата, уровни шума, вибрации, электромагнитных полей, освещенности. Запредельными признаны и уровни тяжести и напряженности трудового графика. Кроме того, анализ «выявил высокие уровни общей заболеваемости сотрудников ДПС ГИБДД». В связи с этим главному санитарному врачу МВД РФ поручено до 1 августа провести комплексные проверки условий труда сотрудников ДПС по регионам. Предлагается также продумать мероприятия по организации и рационализации питания инспекторов и обратить особое внимание на систему их медицинского обслуживания.Поможет ли это ликвидации пробок на московских улицах?[/i].

amp-next-page separator