Ангелы и шорох Солнца

Развлечения

Сам по себе приезд «Кронос-квартета» уже не удивляет. Это все-таки четвертый визит великих музыкантов в Москву – мы уже привыкли. Да и сам Терри Райли, отец американского минимализма, в Москве был целых два раза. Но вот то, что «Кронос» премьеру его сочинения впервые решил исполнить именно у нас – это, конечно, чудо.Краткая история проекта такова. Небезызвестная компания NASA, занимающаяся исследованиями космоса, решила помочь композитору в написании его нового произведения. Ему были предоставлены записи космических шумов и фотографии планет Солнечной системы, сделанные во время 12-летнего путешествия корабля Voyager. На основе этих бесценных подарков и были созданы Sun Rings – «Звуки солнца».Сразу, конечно, надо сказать о космических фотографиях. Хитрыми высокотехнологичными способами они были смонтированы в один видеоряд знаменитым специалистом по визуальным эффектам Уилли Уильямсом. Нет, «Кронос-квартет» и без всяких дополнений таковым и остается.Но стараниями Уильямса музыка переходит в новое качество. На огромном экране крутятся Нептун, Сатурн и Юпитер, крупным планом идут взрывы на Солнце, мерцает космическая даль – ни дать ни взять, «Кронос-квартет» выступает в планетарии.Нового качества музыке американского струнного квартета добавляет и участие русского духовного хора «Сирин» Андрея Котова. Местами пение хора переводило стрелки с космической тематики на крылатых ангелов и православное поднебесье, но в целом все выглядело на удивление гармонично.Что же касается «звуков солнца», то есть записей, как говорится, любезно предоставленных американскими космонавтами, то здесь все было сделано крайне изобретательно. Половина шумов, обработанных и смешанных с каким-то еще электронным мусором, звучала фонограммой.Другую половину музыканты использовали по собственному усмотрению – проводя руками или смычками над чувствительными электронными панелями, они производили на свет то оглушительные удары, то глухое гудение, то завывание ветра.Нечто подобное, только в более жестоком и громком варианте, мы уже наблюдали однажды в культурном центре «Дом», когда там выступал музыкант K. K. Null. Оборудование у него, правда, было похитрее – все-таки японец.Бессмысленно рассыпаться в комплиментах «Кронос-квартету»: блестяще, невероятно, ура, браво-бис. Но обойти вниманием то, что они превратили Дом музыки в планетарий, все-таки нельзя.Вот за что спасибо. Ведь настоящий Московский планетарий откроют еще не скоро.

amp-next-page separator