Госзаказ для общественности

Общество

Общественный сектор столицы за прошедшие 5 лет претерпел ряд изменений. Пик активного процесса создания общественных организаций приходится на 1998 год, но уже с 2000 года этот процесс замедлился и стабилизировался. По данным Минюста, ежегодно регистрируется около 500 различных негосударственных некоммерческих организаций и примерно столько же по разным причинам прекращают свою деятельность. В настоящее время в Москве зарегистрировано около 17 тысяч общественных и негосударственных некоммерческих организаций, из них 5 тысяч реально взаимодействуют с органами власти разных уровней.Наибольшее число общественных организаций – это организации ветеранов (1700), инвалидов (1099), организации, работающие в сфере формирования здорового образа жизни (1109), возрождения народной духовности, национальной культуры и искусства (1027), образования и просвещения, более тысячи детских и молодежных общественных объединений.В процессе реализации концепции создана государственная инфраструктура взаимодействия органов власти и общественного сектора столицы: активно работает Московский дом общественных организаций и его окружные филиалы, Информационно-ресурсный центр общественного развития и территориальная информационная система в сети Интернет, начал работу Дом детских общественных организаций. На протяжении ряда лет успешно работает Московский Дом ветеранов, Дом национальностей, Центр по работе с семьями военнослужащих и другие организации. При организации системы взаимодействия нам пришлось столкнуться с серьезной проблемой: и руководители общественных организаций, и представители органов исполнительной власти не были готовы к такому взаимодействию. Для разработки и апробации обучающих программ взаимодействия органов власти и общественных организаций был создан Центр «Социальное партнерство», ставший исследовательской и научно-практической базой. С открытием кафедры «Общественные связи и социально-трудовые отношения» на базе Московского гуманитарно-экономического и информационно-технологического института, можно говорить об организации системного программного обучения и повышения квалификации руководителей общественных организаций, представителей территориальных органов власти.Реальным инструментом взаимодействия органов власти с общественными организациями, обеспечивающим поступательное развитие общественного сектора, а также эффективное расходование выделенных бюджетных средств, стал городской конкурс общественных социально значимых программ, проводимый Комитетом общественных связей начиная с 1996 года. За это время в конкурсе приняло участие около 1500 проектов, представленных общественными организациями. На поддержку этих проектов, являющихся неотъемлемой частью реализации программ социально-экономического развития города, за последние 5 лет было направлено более 70 млн руб. А общественность столицы привлекла из внебюджетных источников на реализацию социальных проектов только в рамках конкурса, проводимого нашим комитетом, более 200 млн руб.По имеющимся данным ежегодно общественными организациями, постоянно взаимодействующими на условиях социального партнерства с государственными структурами, в систему дополнительной занятости вовлекается более 1 млн чел. Согласно проведенному экспертного опросу, для 62% из числа занятых в общественном секторе, эта работа является основной.Необходимо найти формы долгосрочного городского заказа на предоставление социальных, то есть бесплатных или оплачиваемых частично услуг населению. Исполнителями такого заказа станут общественные и иные некоммерческие организации. Важно, что проводить конкурсы на оказание социальных услуг общественными организациями по процедурам, разработанным для бизнеса, невозможно. Требуется совместная работа Тендерного комитета, Департамента финансов, представителей комитетов и департаментов Комплекса социальной сферы, представителей некоммерческого сектора для того, чтобы разработать соответствующие механизмы. Это очень серьезная проблема.Сегодня бизнес-сообщество проявляет готовность к осуществлению социально ориентированной работы, воспринимая общественные организации в качестве потенциальных партнеров.В этих условиях актуальной становится необходимость выстраивания системы сотрудничества между органами власти, общественным сектором и бизнес-сообществом на условиях соглашений, договоров. Опыт подобного взаимодействия у нас уже давно существует на примере Московского Трехстороннего соглашения, ежегодно заключаемого между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателями (работодателями). Постоянно действующей конкурсной площадкой, обеспечивающей доступность, прозрачность, результативность, гласность, может стать Биржа социальных проектов и программ.В целях совершенствования взаимодействия необходимо разработать критерии эффективности деятельности общественных организаций, систему социальных стандартов. Предстоит большая работа по формированию принципов, приоритетов и ценностных установок между органами власти, общественным сектором и бизнес-сообществом в сфере взаимодействия.Говоря об общественном развитии, нельзя не отметить тот факт, что сегодня средний возраст лидеров общественных организаций весьма высок, в среднем от 40 до 60 лет. И в этом случае нам необходимо обращать свое внимание на состояние нашего ресурса, того, который находится в детской и молодежной среде. Именно детские и молодежные общественные объединения – резерв наших взрослых организаций, наследники всего, что сделано и делается общественным сектором в столице сегодня.Именно с детства следует прививать ребятам навыки самоуправления, самореализации, желание лично участвовать в общественно полезной деятельности. И в этом смысле разрабатываемые сегодня для детского движения программы имеют своей целью укрепить связи взрослых и детей, усилить масштабы участия детских сообществ в социальной жизни столицы. Сегодня в детском движении не так уж много ребят, 10–12% школьников. В то же время желающих участвовать в общественно полезной деятельности значительно больше. Беседы с ребятами – участниками детских программ и результаты исследования, которое мы проводили, показывают: московские подростки могут и хотят заниматься практическим делом, результаты которого будут действительно нужны городу. Большой опыт был нами накоплен в период подготовки к празднованию 60-летия Победы. Совместные мероприятия изменили общественный климат, заставили молодежь по-новому осознать великий подвиг советского народа, другими глазами взглянуть на старшее поколение. Об этом говорили нам сами ребята, за это высказывали слова благодарности их родители. Что еще мы можем предложить ребятам, если учесть, что результаты они хотят увидеть сегодня? Нужен городской заказ, определяющий сферу деятельности, в которой детские и молодежные общественные организации могли бы проявить свою активность.Другая серьезная проблема – где взять взрослых, подготовленных, способных направить инициативу подростков в нужное русло? Исследования показали, что ребята не очень хотят видеть в качестве руководителя педагогов, которые, как они говорят, «все делают сами» и «не доверяют даже самого простого». Им нужны старшие друзья. И искать их надо, по нашему мнению, среди студенчества, возрождая институт вожатых, с последующим трудоустройством на этом важном поприще подготовленных профессионалов.Известно, что правительство Москвы приняло решение об объявлении 2007 года Годом ребенка в столице. Это решение уже нашло живой отклик. Детское движение Москвы, детские и молодежные организации возлагают большие надежды на то, что в этот год удастся решить многие проблемы. Создать базу для развития детского общественного движенияи для подготовки кадров работающих с детскими общественными организациями, открыть новые рубрики и передачи на радио и телеканалах, оказать поддержку детским и молодежным печатным изданиям, увидеть на улицах города социальную рекламу, отражающую реальные дела детского движения Москвы.Интересы различных профильных организаций вот уже на протяжении 5 лет представляет Городской общественный консультативный Совет, созданный при поддержке Комитета общественных связей. В его состав входят руководители общественных организаций, представляющие основные сферы деятельности общественных организаций города. По инициативе совета и при поддержке правительства Москвы в апреле этого года прошел II Московский гражданский форум «Общество–бизнес–власть: от сосуществования через содействие к сотрудничеству». В работе Форума приняли участие около 2 тысяч человек: лидеры общественных организаций, руководители территориальных органов власти, главы управ районов, представители департаментов и комитетов города Москвы. На форуме были подведены итоги реализации предыдущей концепции и выработаны предложения, нашедшие свое отражение в новой, представленной сегодня на заседании правительства. Впервые документ так широко обсуждался представителями общественных организаций. Можно сказать, что он прошел общественную экспертизу.Было принято важное решение о придании ему статуса ежегодного, постоянным рабочим органом которого выступает Городской общественный консультативный совет.В то же время развивающееся общество вносит свои коррективы. Изменяется ситуация, появляются новые угрозы, новые социальные вызовы. На наш взгляд, голос общественности звучит еще не столь громко и настойчиво. Являясь важным инструментом формирования общественного мнения, общественный сектор еще не стал мощным институтом просвещения и воспитания.Мэр Москвы Юрий Лужков в целом одобрил концепцию, которая составлена, по его мнению, «грамотно, добротно», однако предложил дополнить ее несколькими специальными пунктами. Мэр предложил сделать особый акцент формирования комфортной среды для инвалидов: «Позор для Москвы, особенно по сравнению с другими европейскими городами, что она сегодня является городом, некомфортным для инвалидов. Здесь для инвалидов практически не предусмотрен удобный транспорт, им трудно посещать уличные мероприятия и городские учреждения».Первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова, которая сама стояла у истоков взаимодействия власти и общественности столицы, в своем выступлении напомнила: «Когда мы только начинали программу «Мой двор, мой подъезд», мэр на встрече с представителями общественных организаций сказал: «Если вы нас не поддержите, то эта программа не имеет смысла». Швецова подчеркнула, что за последние годы общественные организации столицы стали более мощными, их возглавляют замечательные люди – герои войны, труда, космонавты, ученые, творческие деятели. Она отметила, что в становлении взаимодействия власти и общества «была проведена большая работа, в первую очередь, Комитетом общественных связей, а также других структурных подразделений правительства Москвы и префектур города. Швецова видит задачу очередного этапа в том, чтобы «всех чиновников возбудить, или может быть, принудить к взаимодействию с общественными организациями, а отчеты о проделанной работе ежеквартально направлять не только в Комитет общественных связей, но и мэру».

amp-next-page separator