И задуматься, и посмеяться

Развлечения

В конкурсной палитре любого фестиваля исторический фильм вызовет вопросы. Почему отобрали именно его? Есть ли в нем аллюзии к современному миру или исследование национального менталитета? Японский конкурсный фильм рассказывает о давно ушедшей эпохе самурайских распрей. Традиционный для японского кино жанр – но в фильме только одна битва, и та под самый конец, и та совсем не впечатляет кровавостью и остротой.Фильм режиссера Мицуо Куроцути – не приключенческое самурайское кино, так модное теперь и у нас. Это неторопливая сага с оглядкой на старинные японские повести. Те самые, в которых так много внимания уделяется душевным переживаниям героев, жизни средневековой японской деревни. Ведь самураи вовсе не каждый день бились на мечах. Большую часть жизни они проводили за охраной сельских владений хозяев, которые часто враждовали между собой и плели интриги.Типичная история рассказана и тут: перессорились два князя, один победил другого. И вот молодой самурай, сын побежденного, расплачивается за это всю жизнь, через которую ему удалось пронести трогательную детскую любовь к красавице Фуку, ставшей наложницей нового императора.[b]«КАК ВСЕ»[/b] Что значит «быть как все»? Ходить по магазинам, готовить обычную пищу и есть ее на обычной благоустроенной парижской кухне. Но вездесущие масс-медиа беспардонно вторгаются в самую обычную жизнь – на то ведь она и демократия!..Героя фильма – юного увальня Джалиля – авторы этой комедийной мелодрамы заставляют стать самым популярным телегероем Франции. Даже президент республики советуется с ним, почитает за честь прийти в его холостяцкую квартирку и просит сказать свое веское слово перед выборами! – Мы не стремились делать серьезное кино, – говорит режиссер Пьер Рендерс. – Нашей задачей было доставить зрителю удовольствие, заставить его и задуматься, и посмеяться.Фильм пародирует расхожие представленияо современной демократии. Забавно, что из пяти стран, участвовавших в его производстве, президентской республикой является только одна – та самая, в которой происходит действие. Хорошо хотя бы, что Франция тоже задействована – а то можно подумать, что конституционные монархисты и парламентские республиканцы издеваются над соседями, у которых все не так, как у них. А фильм получился, каким задумывался: ироничным, неплохо разыгранным молодыми актерами и вполне легковесным. Типичный скандинавский фильм – с плавным бытописательством, из которого прорастает бытовая трагедия несостоявшейся жизни. Жизнь молодой женщины Сары (хорошая работа финской актрисы Линды Цилякус) прослежена на протяжении десяти лет. В начале фильма ей двадцать. Это обычная девушка из провинциального Мальме, где жители приучены ходить на церковные службы, где свято хранится непременная традиция семейных обедов и все мальчики увлекаются футболом. В конце фильма ей тридцать. И она уже преуспевающий менеджер с несостоявшейся личной судьбой.Авторы (режиссер Отман Карим) оставляют ей надежду – все-таки тридцать еще не возраст. И тем не менее героиня фильма, типичная современная шведка, особенного сочувствия не вызывает. Ведь ее судьба – отражение ценностей, в которых создатели фильма сомневаются: продвижение по службе любой ценой, стремление к абсолютной женской самостоятельности, многочисленные мужчины, доставляющие только разочарование. Отношение к жизни вполне потребительское. Но в конце концов Сара разочаровывается и в нем.Вот уж редкий гость на нашем экране – фильм из Филиппин! Зато дает полное представление о жизни бедняков из Манилы, обитающих в трущобах, вынужденных считать гроши, да зато честных и человечных. Героиня – пожилая букмекерша, собирающая у мелких торговцев ставки на запрещенную в Филиппинах игру, похожую на нашу лотерею. Профессия выбрана сценаристами не случайно: путешествуя по узеньким торговым рядам и предлагая людям сделать ставки, букмекерша дает зрителю возможность самому почувствовать себя частью этого мира – грязного, душного, несчастного, но по-своему благородного и колоритного.

amp-next-page separator