Владимир Березин: Я счастливый - у меня есть храм

Развлечения

[i]Я появилась в холле Палас-отеля на Тверской, мучаясь угрызениями совести. Но человек, на встречу с которым пришлось катастрофически опоздать, встретил меня с сияющим лицом. Правда, с этой минуты у нас оставался на «выпьем кофейку» только час. ...Всю неделю он вкалывал в «России» на Неделе высокой моды в Москве.Одновременно снимался в новой музыкальной программе в «Космосе», готовился к благотворительной акции «День Преодоления» и вершил свое дикторское дело на РТР. Но глаз блестел, рубашка ослепляла белизной, прическа — само совершенство, ботиночки — зеркало...[/i]— Ни за что! Недавно главный диктор России заслуженный деятель искусств Владимир Березин отметил двадцать лет своей творческой деятельности на телевидении. И двадцать лет супружеской жизни — с одной-единственной женой! — Лет через двадцать, — на полном серьезе ответил Березин.— ...Мне бы выспаться: залечь так часиков в десять и подняться в шесть, как в армии. Славное, между прочим, было время! И дел всего ничего: зарядка, завтрак, служба и отбой. Не напрягает. Как в монастыре.Кстати, на Волге, недалеко от Казани, стоят два монастыря. Про себя я называю их старым и новым. Старый — это тот, которому с момента, когда он был заселен монахами, четыре года, а вообще-то он с семнадцатого века — Раифский Успенский мужской монастырь. Новому монастырю только год, а вообще-то он старше старого на целый век. Наверное, это особое место на земле. На озере, откуда монастырь берет питьевую воду, полно лягушек. Только они даже в положенное время не дают своих лягушачьих концертов.— Существует предание, что когда-то кто-то из монахов этой обители пришел на озеро и стал молиться. Но лягушачья братия так громко расквакалась, что начала ему мешать.Монах обратился к Богу с просьбой сделать так, чтобы лягушки успокоились. И те умолкли. Навсегда. Однажды туда приехали англичане. Эти только и делали, что всему удивлялись: монастырю, который быстро восстанавливается, природе, лягушкам. И в конце концов решили внести свою лепту: «В следующий раз привезем сюда лягушек из Англии! Выберем самых «разговорчивых» и посмотрим, будут они здесь квакать или нет».— Я счастливый человек — у меня есть храм моей души. Не где-то, неизвестно где, а на волжской «раифе». В первый раз я приехал туда в тяжелейшей душевной депрессии.Знаете, что это такое — всем своим существом почувствовать, что в жизни что-то завершилось, а что будет — неизвестно? — Как же оно тягостно! ...А оттуда я уехал легкий, как перышко.Судьба...— ...Я был там много-много раз. У меня есть своя келья! Я в ней отдыхаю. Ничего не смущает, ничего не напрягает, ничего не надо делать...Сколько я туда возил телебригад! Снимали телефильмы, репортажи, сюжеты, передачи. Никакие другие монастыри не показывали по телевидению так часто, как эти.— За друзей, за родственников... Еще кофейку? Пирожное? — Но это же с ума можно сойти!.. Скажите, пожалуйста, у вас есть чеснок?.. И к лучшему — мне сейчас на телевидение. Погодите-ка, когда я в последний раз ел чеснок? Кажется, в детстве...— В том же самом меня упрекнул однажды один солидный телечеловек: «Владимир, вы слишком правильно говорите! Так нельзя говорить! Вы же комментатор, а говорите, как диктор. Надо ошибаться, иногда неправильно выговаривать слова, взять, да и не там поставить ударение. Чтобы отличаться от диктора».А я десять лет учился говорить чуть лучше, чем говорят другие... С тех пор прошло всего пять лет, и теперь на телеэкране мало кто умеет говорить так, чтобы люди восхищались красотой его речи, голосом, дикцией, манерой держаться, мало у кого глаза выражают то, о чем не нужно говорить, что читается между строк, что отличает обычного человека с улицы, которого посадили перед камерой, от человека, достигшего вершины мастерства.— Чувствую себя нормально. На карьеру не жалуюсь — состоялась.Профессионально меня признают....Между прочим, я никогда не работал «чистым диктором» — за двадцать лет опробовал себя на разных телевизионных должностях, во всех жанрах. Профессия диктора это позволяла. Но так в свое время и не понял, зачем телеведущему выполнять работу целой бригады — редактора, корреспондента, шеф-редактора, оператора, референта, который носит бумажки, и так далее? Мне то и дело объясняли, что ведущий — это человек, который должен делать все сам. Ребята, я же с девяти утра до девяти вечера на ногах, я столько энергии потратил на организацию телевизионного процесса, что когда наступает главный момент, то выхожу в эфир с одной десятой от тех сил, энергии, внимания и эмоций, которые были с утра. Я устаю физически! Ведущий должен себя сохранить, как актер перед выходом на сцену. Я готов во всем этом участвовать, но самому все делать, извините...— Вот и люди, активно утверждавшие, что дикторы — это те, которые не умеют ничего, кроме чтения с листа, стали работать по дикторской схеме: приходят на работу, получают написанное и прочитывают. Правда, большинство из них не знает, как говорить со зрителем.— Русский сложен и богат, в нем столько интонаций, модуляций! Сегодня редко кто из ведущих умеет, на мой взгляд, говорить на русском — все говорят по-птичьи, по-английски. Если в русском языке, завершая речь, мы ставим точку интонирования, понижая голос в конце предложения, то в английском голос в конце предложения поднимается вверх.Там не нужно ткать особую канву, ни к чему плести красивый звуковой орнамент. Все очень просто — рубленая речь, клишированная интонация.Но беда в том, что для нас, русских, английская интонация неубедительна. Имея английскую интонацию, трудно заставить русского человека себя слушать, его невозможно в чем-либо убедить, разочаровать, обрадовать, успокоить. Диктор же — человек не только читающий, но и говорящий, заставляющий людей слушать и слышать, сопереживать, вызывать у них те или иные чувства. Это как правильно взятая нота. Дар свыше. Профессионализм. За рубежом телеведущего называют «талантом»...— Кира очень точно уловила, как нужно говорить, как должно построить программу. Это искусство. А каков Леонид Якубович, который сумел стать первым в своем жанре! Все совпало — темперамент, актерские данные, возможность вести себя так, как тебе нравится, делать то, что хочется.[b]— Диктор Березин вел «Время», «Утро», «Спокойной ночи, малыши!», телемосты, концертные программы. И при этом оставался свободным — вы не ассоциировались ни с одной программой, ни с одним жанром...[/b]— Профессия диктора характерна тем, что владеющий ею человек умеет делать значительно больше того, что делает телеведущий одной программы.— Когда на телевидении упразднили дикторский цех, Ангелина Вовк — диктор, достигший вершин профессионального мастерства, стала работать в должности комментатора.Потом стала ведущей, умеющей делать то же, что делают обозреватели, корреспонденты, режиссеры, артисты. Этот человек может прекрасно говорить, что-то придумывать, не теряясь, отвечать, поддерживать беседу, доходчиво и грамотно излагать свою мысль. Люди, которые работали в должности диктора, всему этому постоянно учились. Плюс талант.Плюс необыкновенный голос, умение им владеть. Плюс красота, обаяние — одна ее улыбка чего стоит! — Телевизионный диктор несет великую миссию — культуру языка.— Так ведь это и есть дорога к выживанию.— Сегодня в штате РТР один диктор, он же главный. Эту должность ввели год с небольшим назад. Я был от радости в шоке. Потому что считал, что навек распрощался с этой замечательной профессией. Диктор на РТР — это не только ведущий, это человек, который умеет работать практически во всех жанрах. Ему дано право быть лицом канала. Человек на этой должности должен уметь значительно больше, чем любой ведущий какой-либо программы. Сейчас разрабатывается концепция этой профессии. Для чего нужны сегодня дикторы? Чем они будут отличаться от дикторов прошлого, от ведущих каналов сегодня? Появление новойстарой профессии должно быть тщательно подготовлено, потому что это один из самых трудных на телевидении жанров.— В нашей стране.— Голосом, дикцией, манерой, внешностью, образованностью, культурой, интеллигентностью, обаянием, добротой. Я не потребую от своих учеников больше того, что умею сам.

amp-next-page separator