Сезон открыли летние синкопы
Действительно, ни один московский фестиваль – джазовый, электронный или еще какой угодно – не может похвастаться таким количеством бонусов, прибавляемых непосредственно к музыкальной программе.Во-первых, все происходит в центре Москвы. Народу достаточно для того, чтобы почувствовать себя в самой горячей точке культурной жизни, и в то же время свободно перемещаться по саду и вообще дышать абсолютно спокойно – ни о какой типичной концертной давке речи здесь нет. Можно, например, лежать на траве, сидеть в «партере» у сцены или тихо плясать где-нибудь в сторонке. Можно вообще расположиться в открытом кафе, но это если денег не жалко.Что до музыки, то здесь рай и для тех, кто съел собаку на всяческих джазовых направлениях, и для желающих культурно умять шашлык под приятную музыку. Громких имен здесь не то чтобы очень много, и все же трехдневная музыкальная программа выглядит интересной.Организаторы – Комитет по культуре правительства Москвы, сад «Эрмитаж», МДП Юрия Саульского и компания «Evergreen Jazz» Михаила Грина – умудрились привезти джазменов со всего света: от Америки до Японии. В придачу к привычным уже бразильским джазовым ритмам, которые представлял перкуссионист Селио де Карвалью, на фестивале прибавились итало-венгерские (квартет Роберто Магриса – Тони Лакатоша), израильские (саксофонист Роберт Анчиполовский), австрийские (квинтет «Together»), шведские (трио «Stekpanna»), ну и, конечно, российские импровизации на стандартные джазовые темы.Наш джаз представляла, в частности, вокалистка Анна Бутурлина, чье выступление можно назвать одним из самых ярких. С выбором русских джазменов, кстати, устроители «Джаза в саду «Эрмитаж» всегда справляются на «пять». Чего стоит, например, однажды приглашенная саксофонистка Анна Королева – ее дебют смело можно включить в ряд самых интересных за всю историю фестиваля.Не обошлось, конечно, и без Игоря Бутмана. Был даже его брат Олег Бутман, джазовый барабанщик, живущий в Нью-Йорке. Кстати, с Олегом в Москву приехал и негласный хедлайнер нынешнего «Джаза в саду «Эрмитаж» чернокожий вокалист Майлз Гриффит. Вот с приглашением американских музыкантов организаторы не всегда попадают в десятку. Если выступавший на одном из прошлых фестивалей вокалист (тоже чернокожий) Дэнис Роуланд действительно устроил джазовый взрыв, заставив танцевать весь сад, то нынешний американский гость выглядел скорее очередным номером концертной программы, а не ее гвоздем.С яркими американскими звездами, может быть, несколько больше повезет в следующем году – это будет десятый, юбилейный фестиваль. Обойтись без кого-нибудь по-настоящему серьезного там, надо думать, не получится.[b]КОММЕНТАРИЙ– Фестиваль представителен, его творческий уровень почти безупречен. Развивается ли он от года к году? Да, но гораздо медленнее, чем хотелось бы. И лично я вижу его более праздничным, а не просто набором концертов на открытом воздухе. Мне хотелось бы, чтобы музыканты встречали публику уже перед входом, чтобы вообще было больше ярмарочного, как это бывает на этнических фестивалях.Можно вспомнить, как на одном из фестивалей в «Эрмитаже» появилась большая, человек в сто, группа американских туристов, которые реагировали на музыку совсем иначе, чем наша публика, и это повлияло на общее восприятие. Хочется и более широкого стилистического диапазона, больше евроджаза, чем американского. Впрочем, в этом смысле «Джаз в саду «Эрмитаж» точно отражает реальную ситуацию в мире.[/i]