«Наши студенты не рвутся за границу»
[i]«Бауманцы» сделали первый студенческий космический спутник, они побеждают на международных соревнованиях молодых ученых и успевают сделать еще много вещей, например, придумывать уникальных роботов и готовить себе смену, обучая школьников. При этом они хотят жить и работать в своей стране.– Игорь Борисович, Вы руководите университетом с 1991 года, можете сказать, что самое трудное в работе ректора?[/b]– Для меня самые трудные моменты в работе – психологические: когда сотруднику или студенту необходимо оказать срочную материальную поддержку. Иногда очень значительную – помощь в решении проблем со здоровьем или каких-то других важных проблем. Люди обращаются в вуз, и мы каждый раз ищем возможность помочь, и нам эти возможности удается найти. При этом думаешь: а если бы не было университета, куда бы пошли эти люди и что стало бы с ними? С подобными проблемами сталкиваешься часто, ведь университет огромный, проблемы возникают не только у пожилых, но и у молодых людей.– Конечно, тяжело. Никто не предполагал такого исхода. Это просто стечение несчастливых обстоятельств. «Бауманец» запускали с Байконура на ракете-носителе «Днепр» – очень надежная ракета. Нам уже обещали помощь и Российское космическое агентство, и Министерство образования, и фирмы, которые занимались изготовлением системы. Ведь это настоящий спутник – вес 98 килограммов, весь был буквально напичкан аппаратурой. На него возлагали большие надежды и Росгидромет, и центр «Природа», и наши связисты.– Такое стопроцентное участие в разработке спутника – впервые. До этого были проекты с нашим участием, но изготавливались аппараты на различных фирмах.– Вот вы по образованию радист, а как пришли в МГТУ?[/b]– Давно это было! Я коренной москвич, окончил московскую школу. Выбор был такой семейный: мама работала у Туполева, и там большинство сотрудников – выходцы из Бауманки, поэтому я особенно не задумывался, в какой вуз идти. В те годы радиоэлектроника была очень популярна, и я рад, что сегодня радиолюбительство вновь возрождается. Моя жена тоже окончила наш университет, и дочь, и внучка недавно поступила. Так что все мы технари.– Да, есть общность интересов. Для тех, кто прикоснулся к МГТУ, он на всю жизнь остается альма-матер. Расскажу такой случай: в 1992 году мы поехали в США – там обещали помочь с обучением слабослышащих студентов. Один из наших американских коллег, когда мы уже готовились к отъезду, приехал к нам в гостиницу. С громадной розовой сумкой. Приходит и говорит: «Знаете, я вчера вечером рассказал брату о вашем университете. Мой брат – пилот гражданской авиации Соединенных Штатов, и когда я ему рассказал о вашем университете, и он когда узнал, что его окончил Туполев, то побежал в магазин, купил вам огромную сумку подарков. Извините, сам он не смог передать, потому что улетал утром». Так вот американский пилот, рядовой пилот, выказал свое уважение Туполеву, его самолетам.– Они учатся на всех факультетах, но в основном это факультеты, связанные с информационными технологиями. Для таких студентов разработана своя схема обучения: в течение одного года они учатся на подготовительных курсах – это как бы переходной год от школы к вузу, затем два года они учатся в своих группах по вузовской программе. А вот с третьего курса они расходятся по обычным группам, где им помогает переводчик, так что к последнему курсу они уже очень хорошо адаптированы к студенческой среде.– Для демонстрации законов механики изобретают много интересных приборов. Причем иногда возникает идея, которую долгое время считают просто забавной, а потом неожиданно ей находится применение в реальной жизни. Например, изобрели необычный гусеничный механизм, затем на этой базе появился мобильный робот – движется по лестницам, по пересеченной местности, причем со сложным рельефом. Сложно сказать, где кончается техническая игрушка и начинается серьезная машина. В этом году команды МГУ и МГТУ выиграли Чемпионат роботов в Италии. Там было очень много оригинальных работ – и роботы-борцы, и футболисты.– Вот вы видите студентов на протяжении стольких лет, многое ли поменялось в вузе?[/b]– Естественно, многое поменялось. Например, у нас в 80-е годы никогда не было такого количества дипломов с отличием, как сегодня: в этом году их получили более пятисот человек. Это не потому, что легче стало учиться. Требования очень жесткие. В последнее время молодежь стала оставаться на преподавательскую работу, раньше с этим было очень плохо. В вузе оживилась научная работа, потому что возрос поток заказов с промышленных предприятий. И это радует. Главное – сохранить научные школы. Классическая научная школа – это руководитель с мировым авторитетом и молодежь, которой передается эстафета. Вот что такое научная школа. Приведу пример.Николай Егорович Жуковский 48 лет работал в Императорском техническом училище, потом в МГТУ, и он был руководителем дипломного проекта Андрея Николаевича Туполева. А Туполев, в свою очередь, руководил проектом у Сергея Павловича Королева, который в свое время был наставником наших нынешних профессоров.– Они оканчивают вуз уже взрослыми людьми, которым нужно кормить себя, иногда и семью. Я общался с нашими ребятами, которые работают не по специальности, и они говорят: «Хотим заниматься тем, чему нас учили!» Конечно, работать интереснее на творческой фирме, но если бы там платили больше. Сейчас, кстати, число тех, кто работает по специальности, увеличилось в связи с тем, что оживилась российская наука и промышленность.– Сейчас в отличие от периода массовой «утечки мозгов» картина изменилась. Ребята едут на стажировку, и подработать, но практически никто не соглашается на контракты более двух лет. Они не хотят терять возможности здесь. Я был в Канаде по приглашению канадского университета, и вот директор одной большой фирмы в Монреале, которая делает авиационные тренажеры, спросил, может ли он пригласить наших студентов к себе. Им нужно было 20 человек. Представители фирмы провели собеседование, предлагали ребятам очень выгодные контракты. Но поехали только шесть человек, потому что контракт был длительный. Так что за рубеж сейчас такого, как раньше, стремления нет.– Все, что положено, есть. Но у нас не так много этих специальностей, намного меньше половины.– У нас есть разные стипендии, есть и стипендии от фирм, где ребята получают и по 200–300 долларов: заключается договор со студентом с расчетом на то, что он к ним придет уже специалистом. Мы взаимодействуем почти со всеми крупными космическими и оборонными фирмами, и туда идут работать где-то две трети наших выпускников.– Игорь Борисович, будь вы во власти, что бы сделали в первую очередь для высшего образования?[/b]– Прежде всего профинансировал бы лучшие вузы. Все-таки они составляют основу российского образования. В СССР было выделено порядка тридцати вузов, которые входили в Министерство высшего образования. И эти вузы финансировались лучше, чем другие, потому что они заслуживали этой поддержки. Это была официальная политика государства, ни от кого это не скрывалось. Мы сейчас контактируем очень тесно с нашими зарубежными коллегами, видим, что нисколько не слабее их, особенно в инженерной области.Одна из главных задач – поднять зарплату преподавателям. Они получают копейки. А ведь это люди, всю жизнь проработавшие на государство. Профессор высшего класса сейчас получает около 14 тысяч. С ноября увеличат оплату за докторскую степень, думаю, положение несколько улучшится.– Каждый год выходит совместное постановление правительства Москвы и Совета ректоров, председателем которого я являюсь. Город очень помогает в выделении квартир преподавателям, например. Да и во многом другом. Мы благодарны мэрии Москвы, Юрию Михайловичу Лужкову.– Всего мы набираем 3700 человек в год, причем у нас нет ни вечерников, ни заочников, только дневное отделение, из них 3200 человек бюджетники, 500 – платники. Обычно мы создаем группы по 25 человек – двадцать бюджетников и пять платников. Так делается, чтобы атмосферу в группе создавали бюджетники.– Они начинаются с десятого класса. Кроме них, у нас есть программа «Шаг в будущее», созданная в 1992 году. Сейчас программа охватывает практически всю Россию – 78 регионов. С помощью местных департаментов образования мы проводим местные творческие инженерные конкурсы: 650 региональных победителей съезжаются в апреле в Бауманский университет, и мы отбираем 200 победителей и принимаем их без экзаменов. Программа даже была замечена в Европе, там проводятся соревнования молодых ученых. Мы не члены ЕС, но Европейский союз предложил в сентябре 2005 года провести у нас 17-е соревнование, потому что наши ребята очень хорошо себя показали. На них в 2005 году к нам, в МГТУ, приехали участники из 35 стран мира.– Да, наши студенты могут получить второе высшее образование – лингвистическое, экономическое, юридическое и т. д. – в своем же вузе за плату. Мы сейчас заключили с одним банком соглашение о кредитовании второго образования. Ребят, которые хотят получить еще одно образование, довольно много. И я думаю, эти кредиты будут востребованы.– Примерно процентов двадцать – это около 4 тысяч, так что девушек стало заметно больше.– Как с вами общаются студенты? Они могут просто к вам обратиться со своими проблемами?[/b]– Да хоть в коридоре. Но два раза в год я официально встречаюсь со студентами в большом зале нашего Дворца культуры. Приходят по тысяче человек, и встреча длится по три-четыре часа, и пока все вопросы не исчерпаны, мы не расходимся.– Это так.– Просто для этого есть улица. Любителей табака меньшинство, зачем из-за них страдать остальным?– У нас ребят с такими привычками нет. Это просто несовместимо с вузовскими требованиями – учиться в МГТУ непросто. И тут наркотиками не будешь баловаться. А вот профилактика важна: у нас часто проходят конференции по теме борьбы с наркоманией и ВИЧ-инфекцией. Мы ведем специальную программу, ориентированную на спорт, здоровый образ жизни. Профессор Семикин является специалистом в области борьбы с наркоманией.– Наш спорткомплекс строился к Олимпиаде 1980 года: закрытый легкоатлетический манеж, 50-метровый бассейн, крытые теннисные корты, площадки для баскетбола, даже скалодром есть. У нас замечательный Дворец культуры. Новое здание с великолепным залом на 1200 мест, с хорошей акустикой. Вот осенью там будет Спиваков выступать. Наши студенческие коллективы имеют мировое признание – хор «Гаудеамус» и неаполитанский ансамбль, например. Руководят этими коллективами уже много лет профессиональные артисты, заслуженные деятели культуры. Еще есть ансамбль художественного слова, шоу-балет современных танцев.– КВН есть, но пока не блещет. Как шутили раньше: «Веселых отчислили, остались находчивые»!– Что вы, энтузиастов у нас хватает. Есть, например, один какой-нибудь невозможный человек, и с ним ссорится весь вуз, но он делает дело. Настоящие двигатели дела – энтузиасты. У нас есть физико-математическая школа, существует с 60-х годов. Там преподают только студенты, абсолютно бесплатно. Человек сорок студентов обучают около восьмидесяти ребят, и каждый год туда приходят школьники.– Я не отдыхаю вообще. Ни разу не был в отпуске с 83-го года, с тех пор как стал заведующим кафедрой. Не был и не тянет. Пример плохой! (.)– Пожелаю успехов в учебе, личной жизни, не замыкаться только на сугубо профессиональных вопросах. Нужно интересоваться литературой, спортом, искусством, благо, что все условия для этого у наших студентов есть![i]Федоров Игорь Борисович, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент Российской академии наук, член ряда российских и международных академий.Почетный доктор наук Университета Де Монтфорт (Великобритания), заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации. Родился 15 апреля 1940 г. в Москве.Окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана в 1963 г. Работал инженером кафедры, доцентом, профессором, заведующим кафедрой «Радиоэлектронные системы и устройства», деканом, с 1988 г. – проректором по научной работе. Ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана с 1991 года. Создал научную школу в области радиолокационных систем повышенной помехозащищенности и информативности, работающих в условиях воздействия интенсивных помех и сложной геофизической обстановки.Результаты работ внедрены в серийные и уникальные образцы радиолокационных систем и в РЛС гидрометеорологического мониторинга. Автор более 180 научных работ, в том числе 7 монографий и 15 авторских свидетельств и патентов. Председатель Совета ректоров вузов Центрального федерального округа, председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, Президент Ассоциации технических университетов России.[/i]