Под одну гребенку

Общество

[b]В конце ноября в Госдуме пройдет второе слушание законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Сейчас жаркие дискуссии вокруг документа вступили в решающую стадию. Столичные чиновники считают, что документ абсолютно сырой, а представители небольших турфирм предупреждают: россияне лишатся недорогих туров.Напомним, что с 1 января 2007 года отменяется лицензирование туркомпаний, а вместо него вводится новый механизм защиты прав потребителей – финансовые гарантии.– Механизм нового законопроекта совершенно не прописан, – считает , – с 1 января будущего года этот закон не заработает и обречет потребителей на муки! Суть в том, что тогда недобросовестные турфирмы не будут нести вовсе никакой ответственности ни за отсутствие лицензий (их упразднят), ни за отсутствие фингарантий, которые вводит новый законопроект: механизм ответственности по ним еще в процессе разработки – для этого потребуется внести изменения в Уголовный кодекс.Кто же будет защищать потребителей? На все упреки отвечает:– Закон лишь определяет общее положение, а подзаконные акты, которые будут разрабатываться специалистами (банками, страховыми компаниями совместно с турфирмами), позднее «распишут» его механизм. Что бывает, когда власти принимают закон, но не прописывают механизм его действия, мы уже наблюдали на примере алкогольного рынка. В том, что нынешний закон о туризме устарел и требует изменений, не сомневается никто.Не отрицают участники рынка и необходимости введения фингарантий – банковской гарантии возмещения убытков или страхования гражданской ответственности. Согласно новому законопроекту каждый туроператор, чтобы работать на рынке, будет обязан заключить договор с посредником – банком или страховой компанией. Этот посредник будет выплачивать компенсации клиенту, если турфирма не сможет выполнить свои обязательства перед ним.Главная проблема, о которой буквально вопиют турфирмы, – суммы фингарантий: 1 млн рублей для внутренних туроператоров, 10 млн – для фирм, отправляющих клиентов за рубеж, и 10 млн – для тех, кто одновременно занимается и въездным и выездным туризмом. Представители отрасли считают, что цена реформы будет совсем иной, чем задумана, – основная часть компаний просто исчезнет, рынок рухнет, а выбор потребителя значительно сузится.– Крупному туроператору 10 млн – копейки, – у него оборот 200 млн рублей в год. А маленькому оператору это будет стоить совсем других денег, – считает . – Вместе с тем прежний закон, конечно, устарел – его надо обновлять. На рынке действительно слишком много турфирм, и их количество надо сокращать.Небольшие туроператоры возмущены тем, что законопроект пытается «стричь всех под одну гребенку», устанавливая единые для всех размеры фингарантий.– Сумма 10 млн невелика для тех, кто использует чартеры. Я же занимаюсь малорентабельным детским туризмом. Почему я должен равняться на крупных туроператоров? – возмущается . – Становиться в такой ситуации турагентом, как предлагают чиновники, я не хочу. Зачем вы отнимаете у меня мой бизнес? Дайте мне возможность работать. Разбейте туроператоров на две категории! Крупные туркомпании законопроект поддерживают и считают, что мелким не место на большой туристической арене.Их удел – ассистировать монополистам.– Не существует закона для маленьких банков, нельзя делать отдельный закон и для маленьких туркомпаний, – считает . – Мелкий бизнес – это агентский бизнес. А туризм – это не ларек, а большая ответственность.– Рынок укрупняется, растет и становится более цивилизованным. Это нормальный процесс, – добавляет . – Вспомните, совсем недавно мы покупали по дешевке видеомагнитофоны на рынках посреди сугробов, и это было нормой. Сейчас они стоят дороже, зато мы приобретаем товар в супермаркете, где есть соответствующие условия и нам дают гарантию на продукт. При этом супермаркеты доступны не только обеспеченным категориям населения.Одновременно с сокращением количества турфирм могут возникнуть другие проблемы. Одна из них – увеличение цен на путевки.– В конечном счете за все будет платить потребитель, – опасается Сергей Шпилько. – Для крупных операторов последствий не будет. Мелкие же вынуждены будут поднять цены, чтобы выжить в предлагаемых условиях и спасти свой бизнес.Крупные игроки уверяют, что потребителю платить больше не придется.– Цены сегодня формируются не себестоимостью услуг, а рынком – констатирует .Другая проблема, и о ней также говорят представители турфирм, – это так называемый нишевой туризм, которым сегодня занимаются мелкие туроператоры. Вряд ли у монополистов, оставшихся на рынке после реформы, дойдут до этого руки.– Пропадет целый ряд направлений, например, недорогие активные туры выходного дня по цене 3500 рублей, однодневные экскурсионные туры стоимостью 300 рублей… – убежден .С ним соглашается :– Маленькие провинциальные фирмы делают большое дело. Кто кроме них отправит, например, местных школьников на экскурсию в Москву, а врачей – на профессиональную конференцию? – Нужно думать не только о собственном бизнесе! – призывает генеральный директор компании «Ванд Интернешнл» Татьяна ВАНД. – Но еще и о том, чтобы было много разных туров и чтобы поехать в турпоездку мог любой желающий – и VIP, и дети, и бабушки.Сейчас представители туристического рынка разработали резолюцию, в которой предлагают снять с обсуждения Госдумы новый законопроект, направить его на доработку, а лицензирование турбизнеса продлить до конца 2007 года.

amp-next-page separator