Цены встают на крыло
Международная ассоциация воздушного транспорта объединяет 261 авиакомпанию, из них семь – российские: «Аэрофлот», «Сибирь», «Пулково», «Самара», «Трансаэро», «Владивосток-Авиа», «Волга-Днепр».В ряде авиакомпаний «ВМ» уже подтвердили переход с доллара на евро.– C 1 декабря мы действительно будем выставлять цены на авиабилеты не в долларах, а в евро. Но на внутренних рейсах цены останутся прежними, поскольку они устанавливаются в рублях», – прокомментировала начальник пресс-службы компании «Аэрофлот» Ирина Данненберг.Эту же информацию подтвердили нам и в компании «Сибирь» (S7).Сейчас стоимость билетов рассчитывается в американской валюте, курс которой определяется по единой формуле: средняя цена доллара и евро + 5% + округление в большую сторону до 50 копеек. По этой схеме доллар стоит куда больше, чем в обменниках. Например, в ноябре доллар для авиабилета стоил 32 рубля. С 1 декабря расчетный курс при покупке билета будет равен курсу евро Центробанка РФ, округленного до 50 копеек в большую сторону. На основе курса ЦБ авиакомпании будут каждую неделю обновлять свой внутренний курс.В какой пропорции переводить долларовые тарифы в евро, остается на усмотрении авиакомпаний. Но, вероятно, многие применят соотношение 1:1. Поэтому стоимость авиабилетов обязательно изменится в большую сторону. «Незначительное повышение будет примерно на 5–6%. Именно такова сегодня разница в стоимости доллара и евро», – сообщили корреспонденту «ВМ» в «Аэрофлоте».Переход с доллара на евро, прежде всего выгоден авиакомпаниям, отправляющим большое количество рейсов в европейскую зону. Разница в стоимости падающего доллара и растущего евро бьет по их бюджету.Не случайно руководство «Аэрофлота» еще с 2004 года поговаривало о переходе на евро. Ведь летающие в Европу авиакомпании ведут все расчеты с европейскими аэропортами в евро, а пассажир платит в условных единицах. Авиакомпании, которые «не специализируются» на полетах в Европу, а работают на «долларовых направлениях», сейчас решают, стоит ли им повышать стоимость билетов или же, перейдя на евро, имеет смысл слегка понизить тарифы.– С 1 декабря цены в евро будут занесены в автоматическую систему международного бронирования, а по такой системе работают все авиакомпании, имеющие билеты в свободной продаже, – рассказал «ВМ» директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал. – Стоимость билетов во многом будет зависеть от направления. Каждый тариф будет нами рассматриваться в отдельности. Ни одна авиакомпания не заинтересована задирать цены так, чтобы билеты стали недоступны.Те авиакомпании, которые занимаются чартерными перевозками и не имеют билетов в открытой продаже, могут и не поддержать инициативу IATA. «У нас больше чартерных перевозок, нежели регулярных, поэтому для авиакомпании переход на евро непринципиален», – говорят в авиакомпании «Атлант-Союз».В авиакомпаниях считают, что небольшое повышение стоимости билетов роли для пассажиров не сыграет.– Самолеты – не тот вид транспорта, который пользуется массовым спросом. Поэтому те, кто сейчас летает, будут летать и дальше, – говорит Сергей Быхал.А утверждения, что авиакомпании хотят сорвать россиянам Новый год – большая глупость. Билеты на новогодние праздники надо покупать уже сейчас, после 1 декабря их может просто не остаться. При этом по старой стоимости билеты сейчас можно купить на любую дату в зимнем расписании, которое действует до конца марта.А вот Российские железные дороги (РЖД) приготовили пассажирам более приятный сюрприз. Как заявил на днях вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов, в 2007 году компания распространит на все внутренние направления систему электронного заказа билетов. Напомним, что с 1 июня система заказа железнодорожных билетов через Интернет («Электронный билет») была внедрена на одном из самых популярных направлений – Москва–Санкт-Петербург. Всего за это время через нее было продано 20 тысяч билетов. По словам Михаила Акулова, питерское направление было выбрано исключительно с целью обкатки новой технологии. С 1 января компания распространит ее на внутренний рынок, а в дальнейшем будет проводить переговоры с железными дорогами других стран. Пока система существует только в русскоязычной версии, однако при этом ей пользуются и зарубежные пассажиры.Возможно, что вскоре по Интернету также можно будет заказывать и билеты в страны СНГ и Балтии. Свою заинтересованность в этом уже выразили украинские железные дороги. «В ближайшее время пройдут консультации между представителями двух стран. Вероятно, с Украиной мы сможем реализовать этот проект первыми на пространстве СНГ», – отметил Михаил Акулов.Кроме того, в следующем году РЖД намерены сделать возможным заказ и оплату билета на поезд с помощью sms-сообщений. Сейчас этот проект уже близок к завершению.