После моего Бекаса многие пошли в разведку

Общество

.Михаил Ножкин не только популярный актер, а еще и прекрасный поэт, о котором композитор Соловьев-Седой сказал, что он обладает врожденным чувством современности. Песни Михаила Ножкина любимы, люди порой поют их, не зная имени автора. «Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь» или: «А я в Россию, домой хочу, я так давно не видел маму...»– Главное – это приносить пользу моей Родине, России. А способности, я уж не говорю талант – это другое, человеку даются свыше. Один прекрасно делает ракеты, другой пашет землю, выращивает хлеб, третий архитектор, четвертый врач, пятый художник, шестой педагог… И если мне дана возможность писать стихи, сниматься в кино, сочинять песни, музыку, выступать на сцене, то я должен соответствовать своему назначению.У человека, посвятившего себя искусству, литературе, должна быть мера ответственности. Он обязан заниматься воспитанием души, работать на добро, на справедливость, на утверждение каких-то вечных истин, которые отличают человека от скотины. Если я пишу стихи или песни, которые нужны людям, пробуждают что-то доброе в душах, очищают от скверны, поднимают настроение, заставляют задуматься над чем-то, значит я выполняю эту задачу. Потому что творчество должно быть созидательным, ради добра и совершенствования и самого художника, и людей, которым это дорого. А если я не работаю, не отрабатываю свои способности, то я предаю профессию свою.– Это Рощин в «Хождении по мукам», Бекас в «Ошибке резидента» и «Судьбе резидента» и – трогательный лирический фильм «Каждый вечер в одиннадцать». Я его люблю, потому что он чистый, добрый, этих качеств нам всем сейчас так не хватает. Для меня высшая награда, когда человек подходит и говорит: Михаил Иванович, спасибо, ваш фильм дал мне толчок в жизни. Мне многие люди говорили, что после моего Бекаса выбрали профессию разведчика, а после моего Рощина пошли служить в армию, некоторые уже генералами стали. Много приходило таких писем.Популярность – это огромная ответственность. Это власть над людьми. И мне приятно, что я не скурвился за эти годы. И людям важно, что они выбрали себе объектом, достойным для подражания, образы, который я когда-то воплотил на экране, и не ошиблись во мне. Люди в тебя поверили, и если ты в жизни ведешь себя правильно, значит, соответствуешь своему призванию. Это ужасно, когда мы предаем свою популярность. Вместо любви у зрителей возникает разочарование и неприязнь в адрес актеров, писателей, продажных художников. Потому что продажность – это предательство самого себя.Так что я доволен тем, что держусь своей интуитивно выбранной дороги, не суечусь, и чем больше живу, тем больше я люблю свою Родину.– Я коренной москвич, родился в самом центре – на берегу Яузы и Москвы-реки и всю войну там жил. Я очень люблю Москву и очень за нее переживаю. Внешне она вроде бы изменяется к лучшему, строятся новые красивые дома, много света, рекламы. А вот стиль московский, ее душа – добрая, открытая, работящая – к сожалению, уходит.Приезжие привносят свое, зачастую их влияние – примитивное, жесткое, чужеродное, эгоистическое. Они объединяются по национальностям, групповым и криминальным интересам. А ведь люди, которые сюда едут в огромном количестве, должны понимать, что это счастье здесь жить.Они должны усовершенствовать себя, улучшая город, а не воевать с городом, как чужеземцы. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Приехал – так вписывайся в то, что до тебя здесь было тысячу лет, и тебе будет хорошо и всем будет хорошо, никому ты не будешь мешать, наоборот – будешь жить достойно. Москва всегда была общей, как душа России, и она всегда будет ею.За Москву я, конечно, переживаю. Это мой родной город. Москва была, есть и всегда будет душою России, столицей. Она столица не по географическому положению. Недаром Наполеон шел не в Питер, хотя Питер был рядом, взял бы и захватил. Ан нет, пошел на Москву. А почему? Потому, что он понимал, что такое Москва. У меня в поэме о Москве есть такие строчки: «Он знал, где бьется сердце русского народа». И дальше: – Я пишу со школьных лет, во всех жанрах, от драматургии до частушек и куплетов – серьезных и несерьезных. Есть и оперетты, и мюзиклы, и сценарии, и публицистика, прозу пишу. Недавно написал киноповесть – продолжение судьбы Бекаса. Это будет двухсерийный фильм, но не просто какой-то приключенческий боевик «ментовский», кабинетный, а постановочный художественный – большой, затратный, со стрельбой, погонями. Я написал о судьбе человека, который честно служит родине, что бы ни происходило. Есть уже и продюсер, группа, осталось решить вопрос финансирования.Вышли пять моих дисков, сейчас на подходе шестой и седьмой. Работаю, к сожалению, мало, считаю, что КПД свой расходую максимум на 20%. Моя жена всегда говорила: «Ты можешь больше. Пиши». Три года будет, как она умерла, а я не забываю ее ни на одну секунду. Посмотрю на фотографию – легче станет, как будто она мне улыбнулась.– Мы прожили с Ларисой без трех месяцев 45 лет. Для нашего мира актерского, литературного, где по пять-десять раз женятся-разводятся, – это удивительно. Она действительно была светлым человеком от рождения. Бывает с божьей искрой человек, вот она была такой, как-то светилась изнутри. Я звал ее «Ваша светлость». Я ее не идеализирую.Многих людей искусства старшего поколения можете спросить, кто такая завлит Театра эстрады Лариса Лаврентьевна Голубина, и вам скажут без меня.– Она помогла мне в себя поверить, в то, что у меня есть способности. Она все время, не то что заставляла, а двигала мое творчество и убеждала меня самого – неповоротливого и неверующего Фому в то, что я могу что-то сделать. Знаете, русский человек всегда недооценивает свои возможности, в отличие от многих других, которые переоценивают себя. Ему всегда как-то неловко, неудобно за себя. Так вот, ее помощь заключалась в том, что она светом своей души озаряла и жизнь мою, и творчество. Она жила моими делами, моим творчеством, моими планами, поездками, съемками.У меня есть стихотворение, ей посвященное. Называется «Берегиня». Вот она была моей Берегиней. В России женское начало особенно сильно. И что бы мы ни думали о себе, всегда нас держит женщина. Да, собственно, и страна держится на женщинах, если вспомнить серьезные события, ту же войну, ведь на женщине все выехало. Мужики на фронте, но фронта без тыла не бывает, а тыл – одни женщины: это колхоз, завод, трудовой фронт. И поклон им за то, что они терпят нас, мужиков, таких неразворотливых, мелких, шкурных, бестолковых, продажных...– Возраст дает возможность задуматься о смысле жизни. И мне стало очень интересно жить. Я историей увлекаюсь, это наши корни. Собственно, главная задача – понять, зачем ты появился на белый свет. Кто ты и частью чего являешься. Какое ты звено, что ты должен соединить, что ты должен сохранить, не потерять. Китайцы недаром говорят: мы идем вперед затылком. То есть они изучают сначала то, что было до них, а потом идут вперед. Нельзя оплевывать свою историю. Все хорошее надо брать, плохое отбрасывать, но не забывать. Потому что народ, который не знает своей истории, будет повторять все ошибки заново – вот в чем дело.Сегодня духовное развитие значительно отстает от технологического, это очень плохо, потому что технология высшего ранга попадает в руки неразвитым людям, которые начинают ею пользоваться не по совести, не по назначению, а во зло. Люди с ума сошли от больших технических достижений. Им плевать на все.Потепление климата – это тоже результат такого отношения к природе. И сегодня главная задача, и в мире, и у нас, в первую очередь, – это опережающими темпами возродить человеческую душу, чтобы человек понял, зачем он живет. Проценты зарабатывать? Переваривать пищу? Или для чего-то другого. Для того, чтобы продолжать поколения, созидать… Ведь 20–30 поколений жили, работали, перед тем как ты появился на свет. Мы ответственны перед ними, хотим мы того или не хотим. Для чего они старались? Чтобы на свет появился обалдуй какой-то, алкоголик, наркоман? Ради этого стоило стараться этим поколениям, воевать, осваивать пространства? Сейчас цивилизация сама по себе, а человек сам по себе. А ведь духовное, нравственное, умственное развитие имеет определяющее значение, это отличает человека от скотины. Робот никогда не заменит человека.И еще один важный момент. Есть хорошая пословица в России: где родился, там и пригодился. Я никогда никуда не бежал, и судьба Родины – моя судьба. Хорошо Родине – мне хорошо. Плохо Родине – и мне хреново. Как мой Рощин говорил: «Россия – это был я, большой, гордый человек…» Каждый из нас – это маленькая Россия, и когда бросают бутылку в метро, то это в твоем доме бросают, а не в чужом, понимаешь? Когда разлагают, обгаживают душу по телевидению, это твою душу обгаживают, а не просто чью-то.– Да, уже полтора года и в прошлом году был признан лучшим ведущим телеканала. У меня в юбилейном буклете рядом две фотографии: 1962 год – я ведущий первого «Голубого огонька». И рядом 2006 год – лучший ведущий телепрограммы.– Спасибо. Я работаю до сих пор, провожу сольные вечера, и поэтические. Еще, дай бог, и поснимаюсь в кино. В дерьме не хочу сниматься, а будет что-то хорошее – буду. Поклон Москве и москвичам. Да здравствуют Москва и московский стиль и дух жизни! Чтобы она не пахла этими макдоналдсами, какими-то дешевыми ароматами, вонючими спреями, уличными бутербродами. Она по-другому пахла. Я верю, что Москва будет чистым и прекрасным городом.

amp-next-page separator