Законный брак с цивилизованным разводом
[b]Москва – развивающийся город. Но земли для реконструкции различных производственных и социальных объектов – автомагистралей, больниц, детских садов, территорий отдыха – становится все меньше. Часть площадей городу приходится выкупать у законных собственников. Как это сделать без потерь для городского бюджета и без обид для собственников столичной земли? Ответ на этот вопрос прозвучал вчера на заседании правительства Москвы при обсуждении проекта постановления «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков», который подготовил столичный Департамент земельных ресурсов.Капитализация земли в стране – уже свершившийся факт. Москва – субъект Федерации. По Конституции РФ мы имеем право осуществлять расширенную хозяйственную деятельность. Давайте реализовывать это право в пользу города.Конституция предусматривает в субъектах Федерации такой орган управления, как правительство. Это хозяйственный орган. Он должен решать вопросы прибыльности экономики данного региона. Покупайте землю вокруг столицы и за пределами области для практических целей. Это даст в бюджет города хорошие дивиденды.[/i][b]ПРЯМАЯ РЕЧЬЮрий Лужков, мэр Москвы[/b]:[i]– Это очень сложный вопрос. В прессе уже пошли целевые статьи о том, как мы должны обсуждать этот вопрос. Но мы будем обсуждать его так, как интересно городу, а не заказчикам этих статей. Я думаю, что в основе своей проект документа нормальный. Сроки работ надо согласовывать с генеральным планом развития города. Это та база, которая позволяет решать нам вопросы развития города и резервирования, изъятия земель.Мы обязаны работать по системе. Это – ограничения в развитии города, но они нужны, чтобы не было произвола. Это взаимодействие с собственником на культурном, рыночном уровнях. Оценка земли должна быть независимой. Она не должна делаться ни тем, кто изымает землю, ни тем, у кого ее изымают. Один будет ее всегда завышать, а другой – стремиться занизить. Ее должны делать независимые структуры.[/i]Виктор Дамурчиев, руководитель Департамента земельных ресурсов города Москвы[/b]:[i]– Произошли существенные изменения федерального законодательства по вопросам резервирования и изъятия земель. Некоторые изменения могут ограничить возможности городских властей при осуществлении комплексной реконструкции и нового строительства на территории Москвы. Ссылаясь на ситуацию в Южном Бутове, предлагается ограничить перечень оснований для резервирования земель под городские и муниципальные нужды. К примеру, строить многополосную автомагистраль – пожалуйста, а возведению многоквартирного жилого дома включается «красный свет».Таким образом, ставится под сомнение выполнение национального проекта, в частности обеспечения жильем военнослужащих. Дальнейшее развитие города без четких процедур резервирования и изъятия земель становится невозможным. Резервирование и изъятие земель должны осуществляться в строгих рамках закона. При соблюдении публичного интереса населения Москвы, а также частных интересов владельцев земельных участков, но с набором мер, исключающих случаи шантажа городских властей, предъявления несоразмерных требований компенсаций от недобросовестных лиц.[/i]Александр Кузьмин, руководитель Москомархитектуры[/b]:[i]– Считаем важным принять за основу этот проект постановления. Мы не можем решать важные для города вопросы, не имея в руках этот документ. Поэтому для нас очень важно законодательно закрепить два понятия: резервирование и изъятие. При прокладке шоссе-дублера, строительстве какого-то объекта мы сразу не сможем четко определить тех собственников, застройщиков, интересы которых мы затронем. Поэтому вначале нам нужен акт резервирования участка. В этом нам должен помочь генеральный план развития Москвы, а также градостроительные планы округов, районов и зон развития.Получив эту зону, мы начинаем выходить на конкретную конфигурацию того или иного участка. В этот момент вступают в силу документы, решающие вопрос изъятия необходимых земель. Поэтому мы предлагаем в этом году выполнить актуализацию градостроительного плана и особо законодательно прописать вопросы резервирования земель.[/i]Владимир Силкин, руководитель Департамента имущества Москвы[/b]:Известно, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы земельные участки и находящиеся на них объекты жилищного и нежилого фондов могут быть изъяты для государственных нужд. Возможны случаи принудительного прекращения прав на земельные участки в судебном порядке.[/b]При изъятии земельных участков и находящихся на них объектов жилищного и нежилого фондов для государственных нужд города Москвы имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предварительной выплатой равноценного возмещения.Для соблюдения прав граждан и юридических лиц при изъятии земельных участков, обеспечения интересов города правительство Москвы постановило: утвердить с учетом высказанных замечаний Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе.[b]ОФИЦИАЛЬНО- Принудительное изъятие земельных участков для государственных нужд города Москвы (далее – государственных нужд) допускается в целях размещения и строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных федеральными законами и законами города Москвы, при невозможности размещения таких объектов без изъятия земельных участков. Размещение объекта капитального строительства, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка, устанавливается соответствующим документом территориального планирования города Москвы. Земельный участок, планируемый к изъятию в указанных целях, определяется документацией по планировке территории.- Работы по подготовке проекта решения об изъятии земельного участка для государственных нужд осуществляются Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Департаментом имущества города Москвы в пределах их полномочий на основании утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования и документации по планировке территории.- Проект границ изымаемого земельного участка изготавливается с учетом имеющейся в распоряжении Департамента земельных ресурсов города Москвы информации о правах владельцев изымаемого земельного участка.Если необходимо изъять только часть земельного участка у его правообладателей, то в проекте решения об изъятии земельного участка для государственных нужд отражаются границы части земельного участка и границы всего земельного участка с оговоркой, что при наличии согласия обладателя прав на земельный участок изъятию подлежит часть участка, при отсутствии согласия – весь земельный участок.- В решениях об изъятии земельных участков для государственных нужд в обязательном порядке указываются цели изъятия земельных участков, кадастровые номера земельных участков, полностью или частично подлежащих изъятию, расположенные на них объекты капитального строительства (жилищного и нежилого фондов).- Решения об изъятии земельных участков, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фондов принимает правительство Москвы.Департамент земельных ресурсов города Москвы уведомляет обладателя прав на земельный участок о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных нужд и направляет экземпляр решения об изъятии для государственной регистрации в территориальный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с последующим извещением в установленных законом случаях обладателя прав на земельный участок о произведенной государственной регистрации решения об изъятии.Департамент жилищного фонда и жилищной политики города Москвы уведомляет обладателей прав на жилые помещения, расположенные на изымаемом земельном участке, о принятом решении об изъятии.Департамент имущества города Москвы уведомляет обладателей прав на нежилые помещения, расположенные на изымаемом земельном участке, о принятом решении об изъятии.Собственник, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы (далее – иные владельцы) земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка могут владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник и иные владельцы несут риск отнесения на них при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.:[i]– согласие собственника или иного владельца земельного участка с принятым решением об изъятии;– выкупная цена за изымаемые земельный участок и расположенные на нем объекты жилищного и нежилого фондов;[/i]- Работу по заключению соглашений с правообладателями земельных участков при их изъятии для государственных нужд организуют префектуры соответствующих административных округов города Москвы.Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент имущества города Москвы в пределах своей компетенции участвуют в подготовке проекта соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа.Департамент земельных ресурсов города Москвы при достижении соглашения с собственником или иным владельцем земельного участка осуществляет государственную регистрацию прекращения прав на земельный участок.- В случаях несогласия обладателей прав на земельные участки с решением об изъятии у них земельных участков для государственных нужд либо недостижения с ними соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа в соответствии с гражданским законодательством Департамент земельных ресурсов города Москвы от имени правительства Москвы обращается в суд с исками о выкупе земельных участков.Иск направляется в суд в течение 30 дней по истечении года со дня уведомления обладателя прав на земельный участок о принятом решении об изъятии земельного участка. На основании решения суда владельцам земельных участков осуществляется равноценное возмещение, в том числе убытков, включая упущенную выгоду.- Если земельный участок изымался у его собственника, то на основании соглашения о выкупной цене и других условиях выкупа земельного участка или решения суда после возмещения собственнику рыночной стоимости земельного участка и всех причиненных убытков осуществляется государственная регистрация перехода к городу Москве права собственности на земельный участок, изъятый для государственных нужд.Если земельный участок изымался у обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка, то на основании соглашения с правообладателем о компенсации убытков, причиненных изъятием земельного участка, или решения суда после возмещения правообладателю всех причиненных убытков осуществляется государственная регистрация прекращения соответствующего права на земельный участок.Земельные участки, не находящиеся в собственности города Москвы, могут быть приобретены в собственность города Москвы на основании заключаемых с собственниками договоров купли-продажи или иных установленных законом сделок, предусматривающих возмездный или безвозмездный переход права собственности на земельные участки, заключенных вне принимаемых решений об изъятии земельных участков для государственных нужд.- При получении материалов от органа, уполномоченного на осуществление государственного земельного контроля (далее – орган госземконтроля) о неустранении правообладателем земельного участка нарушений земельного законодательства в срок, указанный в предупреждении органа госземконтроля, Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит проект распорядительного документа правительства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования и информирует о принятом решении собственника или иного владельца земельного участка.- Если собственник земельного участка письменно уведомит Департамент земельных ресурсов города Москвы о своем согласии исполнить решение об изъятии земельного участка, Департамент города Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает организацию публичных торгов по продаже земельного участка.Если собственник земельного участка письменно не уведомит Департамент земельных ресурсов города Москвы о согласии с решением об изъятии в течение месяца с момента получения уведомления о принятом решении, то Департамент земельных ресурсов города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок и его продаже с публичных торгов. После государственной регистрации прекращения права на земельный участок Департамент города Москвы по конкурентной политике по материалам, предоставленным Департаментом земельных ресурсов города Москвы, обеспечивает организацию публичных торгов по продаже земельного участка.- По результатам публичных торгов по продаже земельного участка земельный участок переходит к новому собственнику, а бывший собственник получает денежную сумму, полученную в результате торгов за вычетом расходов на проведение торгов.- В случае принятия распорядительного документа правительства Москвы об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования правообладателем, не являющимся собственником соответствующего земельного участка, Департамент земельных ресурсов города Москвы обращается в суд с заявлением о прекращении права на земельный участок.- На основании решения суда Департамент земельных ресурсов города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения права владельцев земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, праве безвозмездного срочного пользования.- В случае неисполнения арендатором обязательства в срок, указанный в предупреждении Департамента земельных ресурсов города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы готовит проект распорядительного документа правительства Москвы об изъятии земельного участка и обращается в суд с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка.- На основании решения суда Департамент земельных ресурсов города Москвы обеспечивает государственную регистрацию прекращения права аренды земельного участка.