Куда придут «бальные» деньги
– Дима, не торопись. На каждый бросок булавы – считай: раз, два, три, раз, два, три… Внимательно смотри перед собой. Отводить взгляд в сторону нельзя, потеряешь концентрацию.Дима учится жонглировать булавами и шариками. Рядом с ним худенькая девочка буквально порхает по канату. Иногда она останавливается в середине его и начинает танцевать польку. В соседнем зале в одном углу брат с сестрой отрабатывают эквилибр на катушках, в другом – юные гимнастки строят пирамиду. В центре зала делают трюки велосипедисты и монофигуристы. Последние катаются на одном велосипедном колесе с сидением.Школа-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю. В. Никулина, расположенная в Юго-Восточном округе Москвы, – уникальное общеобразовательное учреждение. В первой половине дня ученики, как в обычной школе, сидят за партами и «грызут гранит» разных, определенных образовательными стандартами, предметов. После обеда – с трех до семи – школа превращается в цирковое училище, где на каждого из 93 учеников составлено свое расписание.– В рамках дополнительного профессионального образования все наши подопечные с первого по одиннадцатый класс изучают акробатику, хореографию, жонглирование, – рассказывает . – Те, кто не имеет отводов по здоровью и проявляет себя, могут выбрать разные спецкурсы: эквилибр, степ, воздушную гимнастику, пантомиму, иллюзион. В этом случае ребята начинают готовить свой цирковой номер, а то и несколько.Школа-интернат № 15 получила цирковую специализацию в 1996 году.– Когда мы только задумывали открыть такой интернат, обратились за советом к Юрию Никулину, – продолжает Татьяна Кузнецова. – Он идею поддержал и даже стал инициатором приезда к нам мэра Москвы Юрия Лужкова.Столичный мэр пообещал построить для школы современный физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, тренажерным залом, большим манежем, в котором наши воспитанники могли бы тренироваться. В 2003 году строители сделали нам такой подарок.Несмотря на цирковую профориентацию, педагогический коллектив школы-интерната вовсе не ставит перед собой цели сделать из своих учеников цирковых артистов. Да и как этого добиться, если дети приходят сюда в разном возрасте и в разное время года.Десятилетний Дима приехал в интернат несколько дней назад. Его определили в третий класс.– Я занимаюсь жонглированием чуть меньше недели, поэтому с тремя шариками управляться пока не получается, – говорит мальчик. – Но я научусь, потому что очень этого хочу.А вот второклассница Даша попала в интернат в мае прошлого года. С мячами она уже справляется, а вот жонглировать булавами пока не удается.– Мне больше всего нравится акробатика, – говорит Даша. – Еще я люблю математику, правда, задачи решать трудно.Восьмиклассница Диана Пименова в школе-интернате живет пять лет. Среди всех учеников она считается звездочкой в жонглировании и перекидывании мяча. По словам педагогов, Диана вместе с сестрой перекидывают восемь мячей. Такое не всегда делают выпускники профессиональных театральных училищ.– Цирковое мастерство у нас ведут бывшие артисты, педагоги цирковых училищ, бывшие артисты цирка, – говорит . – Когда составляем расписание занятий, стараемся, чтобы к каждому педагогу приходило по три-четыре человека. Это правило техники безопасности. За большим количеством учеников преподаватель может не уследить.– Многие ли ваши выпускники поступают в цирковые училища?– Единицы. В 2005 году поступили три человека. В прошлом году – ни одного. Хотя ученики и занимаются у нас цирковыми дисциплинами, на карьеру цирковых артистов мы их не нацеливаем. Да это и невозможно сделать, ведь приходят они к нам «немотивированными» на такой род деятельности. К тому же многие имеют такой букет болезней, что в профессиональные цирковые артисты им просто нельзя идти.В прошлом году это учебное заведение стало победителем конкурса «Лидеры в образовании» в номинации «Лидеры дополнительного образования». В ближайшее время деньги от проведения Московского венского бала будут в интернат перечислены.Администрация планирует потратить их на приобретение транспорта – у интерната нет ни одного автобуса или микроавтобуса, а также на покупку циркового реквизита.