Признавайся, мышь дрожащая!

Общество

– Ты никуда не поедешь! – эти слова звучали в доме каждого из участников поездки накануне отъезда.Выезд школы полевой экологии на Звенигородскую биостанцию МГУ совпал с самыми сильными за эту зиму февральскими морозами. Уличный термометр безжалостно констатировал: –22 по Цельсию. Синоптики обещали похолодание до –34.Отвоевывать у родителей свое право на изучение зимней природы подросткам пришлось с боем, а то и слезами.Однако все получилось. Во второй половине дня московские школьники-экологи, довольные и гордые победой над чадолюбивыми папами и мамами, над собственным страхом перед лютыми морозами, начали собираться в здании Белорусского вокзала.– Здравствуйте! Вы вожатая? – спрашивает женщина, стоящая у подоконника, на котором стоит рюкзак и сидит парнишка лет 12. – А это мой Вовка. Он все переживал, что у него будет больше вещей, чем у всех остальных. Но вы, кажется, его перещеголяли!Стоящие рядом мамы смеются. У меня на плечах туристический рюкзак на 85 литров. Он битком набит носками, свитерами и полезными мелочами, отчего топорщится во все стороны.Всего в нашей компании 14 человек. Но кажется, что гораздо больше – мы шумим, смеемся и занимаем собой почти весь вагон электрички.В Звенигороде нас ожидает пробежка: между приходом электрички и отправлением нашего автобуса – промежуток в 7 минут. Чтобы на него успеть, нужно мчаться к автобусной остановке, что есть духу.– Эколагерь! Не отстаем!!!Прохожие смотрят на нас с удивлением и не могут понять: куда с такой скоростью несутся дети с огромными рюкзаками? Что вообще они делают на улице в такой холод?Автобус высадил нас… в лесу. Впереди – расчищенная дорожка. Перед ней щит с надписью «Биологическая станция МГУ им. Скадовского».– Все на месте? Идем!Однако мой отряд не идет, а бежит. Зимний лес с его чистым воздухом и запахом хвои опьяняет. Ребята падают в сугробы и резвятся в снегу, как щенята.Понимаю, что мне их не остановить, тоже издаю воинственный клич покорителей природы и бегу за ними следом. Впереди показываются домики биостанции.– Мы будем жить здесь! Двухэтажный дом на фоне снега и пронзительно чистого неба кажется сливочно-золотым. Он выстроен совсем недавно, и его еще не успели покрасить.– Нам на второй этаж!На втором этаже две комнаты.– Здесь будут жить девушки, а здесь – ребята.Разбираем вещи и через полчаса – в столовую! В столовой пахнет картошкой и мясом: здесь трудится повар дядя Витя.– Дежурят сегодня Маша, Даша, Вова и Гоша. Берите подносы и накрывайте на стол!Занятий сегодня нет, и, вылетев после еды на улицу, все бросаются играть в снежки и валять друг друга в сугробе. Потом отправляемся на вечернюю прогулку: вокруг уже темно, нас обступают ели, таинственно поблескивает снег. Дима рассказывает страшным голосом:– Как-то раз пошли шестеро школьников с биостанции гулять в лес, и тут выходит им навстречу маньяк…Договорить ему мешает смех.С обогревом дома вышел казус. Оказалось, что его строили летом гастарбайтеры. Они забыли положить утеплитель.Получилось, что такой красивый дом, построенный как зимний, обогревается, но совершенно не держит тепло.– Поэтому, ребята, перед сном делаем так: плотно закрываем двери, надеваем на себя теплые вещи и залезаем в спальные мешки. Через 15 минут – отбой!Какой там отбой! Дети вырвались на бескрайние подмосковные просторы! Весь дом вверх дном, вопли на все окрестности биостанции, дробный стук ног, перебегающих со второго этажа на первый. Некоторым пришлось даже пригрозить исключением из лагеря, если не успокоятся. Зато американец, живший на нашем этаже в третьей комнате и приехавший заниматься исследованиями, только посмеивался, глядя на этот бедлам. Лишь что-то бурчал себе под нос. По-английски, разумеется…Ночь была тяжкая. Мороз крепчал. От него не спасал ни спальник, ни теплые вещи. Я просыпалась от холода, смотрела в потолок, засыпала и снова просыпалась.В восемь встала: надо было будить отряд.Осмотрела комнату и изумилась: ни одного ребенка. Спальные мешки на месте, а детей нет. Сбежали?! Подошла ближе к кроватям и вижу: от холода все залезли в спальники с головой так, чтобы ни одна волосинка наружу не вылезала, и затянули верх клапана. Вот и кажется, что лежат одни цветные спальные мешки на кроватях.– Ну, как спалось?– Холодно!!!– Может, вернемся сегодня домой?– Нет!!!!!– Тогда встаем и идем умываться!Занятия начались после завтрака. Пришла Хижнякова Анна Сергеевна, руководительница кружка юных исследователей при ЗБС МГУ с пушистой рыжей собачкой Кутей.– Все хорошо оделись? Тогда идем на маршрут!Отряд выстроился друг за другом и гуськом двинулся за преподавательницей.Экологическая тропа, по которой мы шли, началась у Пингвиньего пруда, занесенного снегом. Мы обогнули его и углубились в лес.– Вот, смотрите. Видите следы? Как вы думаете, кто это?– Мышь!– Полевка!– А чем мышь отличается от полевки?– Э-э… Мышь – это грызун, а полевка – хомякообразный грызун!– Молодцы! Заносите данные в блокноты!Из леса спустились к реке. Идти по снегу очень тяжело. Все устали, норовили отдохнуть, сев в сугроб. При этом, однако, записи вести не переставали.– Что, совсем тяжело идти?– Да…– Потерпите, еще немного осталось!После полевых занятий – отдых и обед. Потом – занятия в лаборатории.– Ой, что это?!Лаборатория – небольшая комната, заполненная удивительными вещами. На столах лежат куски деревьев, черепа животных, коробки.– Садитесь, не трогайте руками, сейчас все посмотрим. Начнем, пожалуй, с определения следов. Вы, пять человек, отберите следы пальцеходячих, а вы – стопоходячих. Начинаем!После определения следов Анна Сергеевна поставила на стол коробки. В них лежали чучела грызунов и насекомоядных.– По каким внешним признакам отличается мышь от полевки?– У мыши хвост равен длине тела, а у полевки – только половине!– Правильно! Вот это – белозубка… Это – бурозубка…После этого переходим к изучению черепов.– Это череп лошади, это – архара, это – кабана, это – лисицы… Смотрите, какие у них зубы. А вы знаете, что по погрызу можно понять, какой зверь его сделал? – и она передает нам куски дерева со следами зубов.– Кстати, зубы у бурозубок действительно бурые. Знаете рекламу про бобра, у которого спрашивают, почему у него такие белые зубы? Так вот, это неправда. Зубы у него красноватые из-за большой толщины эмали. Если бы у него они были белыми, то тут же сточились бы до основания, и бедный бобер умер бы от бескормицы. А у нас зубы белые потому, что отсутствует необходимость грызть деревяшки и слой эмали на них тонкий! Запомнили? Тогда до завтра. В девять у нас будет зачет!На улице еще не зашло солнце.– Пойдемте гулять!– Пойдемте! Ой, какие сосульки!Сосульки на крыше столовой и впрямь огромные – больше метра в длину.– Не лезьте сюда, мы их достанем!Гоша и Дима залезают на уступ и отрывают сосульки от крыши. Лед под солнцем переливается всеми цветами радуги, и сосулька становится похожа на рыцарский меч.– Защищайся! Ты погибнешь от удара моей булавы!Перед зачетом волновались все. Однако он оказался несложным для тех, кто внимательно слушал Анну Сергеевну на занятиях. Заданий было четыре: определить следы, отобрать девять разных видов насекомоядных и грызунов, перечислить, кому принадлежат черепа, и ответить, кто оставил какой погрыз на дереве.Все сдали зачет и получили сертификаты об участии в «Школе полевой экологии». Такую запись сделали каждому в зачетной книжке. Ее надо будут предъявить перед подачей заявки на участие в летнем лагере. Чем больше отметок о проделанной работе – тем больше вероятность поехать в заповедник в теплое время года.Уезжать не хотелось. Собирали вещи со стонами:– Ну, хотя бы на недельку! Ну… на два дня! Ну… хоть еще на денек…Грустили, но не скучали: некогда. Пока собрали вещи, дошли до остановки – завечерело. Всю дорогу до Москвы играли «в города», выкрикивая знакомые географические названия населенных пунктов и сочиняя про них целые сказки.На Белорусском вокзале уже топтались нетерпеливые родители:– Ну, как съездили? Ничего?– Здорово!!! И… мы еще вернемся![i]Экологический туризм как форма организации отдыха московских подростков начал развиваться с 1998 года. Он делится на два направления.Первое – это отдых на особо охраняемых территориях: в заповедниках и природных заказниках с целью их изучения. Второе – детские экологические лагеря, где отдых сочетается с экологическим образованием. Это обучение совсем не похоже на скучное сидение за партой. Школьники на практике получают навыки выживания в дикой природе, исследуют жизнь растений и животных, делают свои первые научные открытия. Экологические лагеря расположены в заповедниках Галичья гора, Кавказский и Воронежский, национальных парках Смоленское Поозерье, Угра, Мещера, Кенозерский. За право попасть туда летом ежегодно борются сотни школьников. Для того чтобы победить, необходимо в течение всего года участвовать в субботниках, которые проводятся в национальных парках, в экологических праздниках и научных выездах на природу.[/i]

amp-next-page separator