Дважды «Два еврея» сошлись в галерее
«Стена» никогда не была в Третьяковке, но оказалась буквально в родных стенах, ведь именно здесь собрана самая богатая коллекция Верещагина – 138 картин и 400 графических листов.В Третьяковке для полотна освободили выигрышное место. Мало того, из запасников извлекли эскиз «Два еврея», который автор почти буквально воспроизвел на большом полотне. Эскиз представили рядом.– Предаукционный показ мы прежде не практиковали, – рассказала корреспонденту «ВМ» заместитель гендиректора галереи по науке Лидия Иовлева. – Во-первых, не было интересных предложений, а во-вторых, это не всегда возможно устроить. Площадей у нас мало, и нельзя по каждому случаю менять постоянную экспозицию. Но этот случай особый. Даже наши искусствоведы знали картину только по репродукциям. Никто из моих коллег ее не видел, хотя принадлежит она довольно известному собранию США – университетскому музею в Беркли.– В ее подлинности никто не сомневается. Вся история «Стены Соломона» известна с тех пор, как автор во время поездки по Америке вынужден был продать ее в 1891 году. А вот значимость картины в истории искусства показ в галерее действительно подтвердит. Возможно, Дом «Кристи» надеется, что ее у нас увидят потенциальные покупатели. Для нашего зрителя это очень интересная работа. Она этнографична и сюжет для художника, прямо скажем, неожиданный.Василия Васильевича Верещагина (1842–1904) мы знаем как баталиста до мозга костей. Привыкли видеть в его картинах штыки, ужас на лицах, трупы, панихиды. Он автор страшного «Апофеоза войны» с горой черепов. Кстати, личная судьба художника тоже трагична – он участвовал в сражениях в Туркестане и на Балканах, заслужил в бою Георгиевский крест, а погиб он вместе с адмиралом Макаровым во время взрыва броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.– «Палестинская» серия художника почти не сохранилась, – говорит Иовлева. – Есть одна вещь в Питере в Русском музее и у нас эскиз. Но за «Стену Соломона» хотят получить 3–5 миллионов долларов. Для галереи это нереальная цена…– Еще печальнее было, когда мы не смогли приобрести «Похищение Европы» Валентина Серова и «Музу» Врубеля. Конечно, верещагинская «Стена» для нас очень важна. Манера письма художника узнаваема, а подобных его картин в галерее и в России нет. Одна надежда: ее купит русский коллекционер и, может быть, когда-нибудь она попадет в галерею. До сих пор есть люди, которые дарят нам картины, часто не желая это афишировать.