Радостные и трагические события истории нашли свое отражение в работах мастеров-иконописцев / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Почти две сотни икон из личной коллекции Григория Лепса увидят москвичи и гости столицы

Развлечения
Государственный исторический музей готовится к открытию выставки «Предивное художество»: иконы из собрания Григория Лепса». 

Гостям покажут иконы, выполненные мастерами Оружейной палаты и работавшими в ее традициях иконописцами XVIII века, старообрядческими изографами Поморья, Москвы, Романово-Борисоглебска, Поволжья и Прибалтики. Здесь же будут творения художников Мстеры и Палеха, знаменитых выходцев из этих иконописных сел, трудившихся в столицах по высочайшим заказам, – Михаила Дикарева, Иосифа (Осипа) Чирикова, Василия Гурьянова. 

Посетителей экспозиции ждут настоящие открытия. Несколькими произведениями представлено творчество таких тонких и ранее не известных мастеров XIX – начала XX веков, как Захарий Бронин, Иоанн Краузов, Яков Богатенко, Александр Бороздин. Выставка не случайно получила название «Предивное художество» - его навеял рассказ Николая Лескова «Запечатленный ангел». 

«Лука Кирилов страстно любил иконописную святыню, и были у него, милостивые государи, иконы все самые пречудные, письма самого искусного, древнего, либо настоящего греческого, либо первых новгородских или строгановских изографов. Икона против иконы лучше сияли не столько окладами, как остротою и плавностью предивного художества. Такой возвышенности я уже после нигде не видел!» - писал Лесков в 1872 году. 

Куратором экспозиции выступила доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея, заслуженный работник культуры РФ Елена Юхименко. 

- Григорий Лепс начал собирать иконы около 20 лет назад. Он очень щепетильно подходит к их выбору, основываясь на знаниях о них. К тому же у него есть художественное чутье. В его собрании имеются редкие и уникальные вещи. И слова Николая Лескова без всякой натяжки относятся к его коллекции, которая, безусловно, продолжает традиции собирательства видных меценатов XIX века - Степана Рябушинского, Алексея Морозова, Николая Постникова, - рассказала Елена Юхименко. – Григорий Лепс - человек творческий, работать легко и приятно, он сразу ухватывает суть и быстро принимает решения. Я с ним сотрудничала и ранее, когда готовила каталог его 150 икон. А позже у него возникла идея познакомить с этими произведениями искусства широкую публику. Впервые будет выставлено 192 экспоната. Самая старая из них – «Спас нерукотворный» - относится к середине XVI века. Именно поэтому Лепс прежде всего заботится о том, чтобы эти иконы были с максимально сохранным авторским слоем, не «записанные» или «зареставрированные». Увидеть раритеты можно будет с 4 сентября в новом выставочном зале, на втором этаже музея. Для удобства посетителей предусмотрен отдельный вход перед Воскресенскими воротами.   

amp-next-page separator