Полцарства за чистый воздух

Общество

Юрий Лужков умеет удивлять – к этому москвичи уже привыкли. Вот и в минувший четверг на заседании расширенной коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды Юрий Лужков заявил о готовности приплачивать тем, кто покупает малолитражные автомобили, по 1000 долларов.По словам мэра, владельцев маленьких автомобилей надо не просто поощрять материально, но и облегчать им жизнь. Например, отменить для них транспортный налог, разрешить ставить малолитражные автомобили на платные парковки бесплатно. Прямо на заседании коллегии он дал поручение главе департамента Леониду Бочину внести подобный законопроект на рассмотрение правительства Мосгордумы. Наряду с этим мэр заявил, что необходимо продумать меры, подталкивающие людей на приобретение электромобилей и машин с гибридными двигателями. А завтра правительство Москвы рассмотрит проект постановления «О расширении применения диметилового эфира и других альтернативных видов моторного топлива».Топливный кризис впервые озаботил экономически развитые страны задолго до возникновения всех ближневосточных проблем. Проблема нехватки горючего заставила Германию еще в 1930-е годы использовать в качестве сырья для его получения каменный уголь. Масштабы производства были таковы, что полностью покрывали потребности германской военной авиации до конца войны. Интересно, что и в СССР во время войны велись эксперименты по производству искусственного бензина – уж очень велика была вероятность потери нефтяных районов…К концу ХХ века острота проблемы не снизилась. Нефти становится все меньше, бензин – все дороже, а количество автомобилей растет во всем мире. Есть, например, предложение выпускать синтетическое топливо из природного газа. Но такой бензин заметно дороже «нефтяного». Впрочем, прогресс остановить нельзя.Многие смотрели фильм «Безумный Макс-3. Купол грома», где после мирового апокалипсиса горючее получают из… свиного навоза. Владелец стада – некоронованный король мира. Фантастика? А между тем в Томске вот уже несколько лет действует экспериментальная установка, позволяющая получать из тонны свиного навоза 900 л горючего газа. И японские ученые не так давно заявили, что получили бензин из настоящего коровьего навоза.Впрочем, для производства искусственного биотоплива годится практически все, что разлагается.В одной из немецких газет недавно появилась статья о фермере, который использовал топливо, которое называлось «Четыре дохлых кота». Из трупов немец получал 10 литров биодизеля, которых хватало на 100 километров пробега. Оказалось, что изобретатель уже много лет ездит за счет своего ноу-хау, используя самодельный аппарат, катализаторы и всякий мусор в качестве сырья.Возможно, что это сообщение – утка. Но зато достоверно известно, что президент США, уже не раз призывавший американцев избавиться от пагубной привычки к нефти, заявил о намерении сократить потребление бензина в стране к 2017 году на 20% и на 35% увеличить производство топлива из альтернативных источников. Кукуруза и рапс, биоэтанол и биодизель кажутся спасителями цивилизации. Наибольшим успехом сейчас пользуется бензин, получаемый из рапса, который издревле служил сырьем для получения масла. Теперь из рапса научились добывать и биотопливо. Корреспонденту «ВМ» довелось осенью 2005 года протестировать автомобиль «Сааб», использовавший в качестве топлива биоэтанол. Особой разницы, честно говоря, не ощущается, хотя двигателю, работающему на биоэтаноле, порой не хватает мощности. Кстати, можно получать биоэтанол и из подсолнечника, которого на юге России очень много. По словам министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, в 2008 году начнется его промышленное производство.Однако наша столица идет своим путем – в Москве «альтернативным» пока считается газообразное топливо. А программе перевода грузового дизельного транспорта на диметиловый эфир уже более пяти лет, новидимых результатов, как казалось нам, до сих пор не видно.– Ну почему же не видно? – возразила корреспонденту «ВМ» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи Мария Проценко. – В настоящее время проходят испытания два КамАЗа компании «МосАвтоХолод». И то, что их всего два, ничего не означает. Поймите, наша главная задача – обеспечить безопасное применение этого вида топлива. Ведь до сих пор нигде в мире автомобили не ездят на диметиловом эфире. А вот изучать российский опыт недавно приезжала японская делегация!– В июле 2005 года было принято распоряжение правительства о мерах по расширению внедрения природного газа в качестве моторного топлива на пассажирском транспорте, – говорит Мария Проценко. – Этим документом предусмотрен перевод на газ 300 автобусов 11-го автобусного парка и подготовка производственной базы 16-го парка к приему в эксплуатацию еще 300 аналогичных автобусов. Сегодня в городе газом уже заправляются 70 пассажирских автобусов.Однако внедрение альтернативного топлива тормозится отсутствием инфраструктуры – нефтеперерабатывающие монополисты неохотно пускают на свою территорию «зеленое» топливо. Вот пример из московской жизни: в городе почти 850 АЗС и лишь 36 – автогазозаправочных станций (АГЗС). Из них 10 – на МКАД: здесь можно заправиться и метаном, и пропан-бутаном, а на 26 городских АГЗС предлагается только пропан-бутан.Хотя подробности обсуждаемого завтра на правительстве документа пока не афишируются, «ВМ» стало известно, что в проекте, в частности, предлагается запретить строительство в столице автозаправочных станций, не реализующих альтернативное топливо. Кроме того, предлагается запретить с 2008 года использование средств городского бюджета на закупку автотранспорта, работающего на топливе, не соответствующем стандарту «Евро-3» или негазовом топливе.Кто бы возражал? Но есть несколько «но», на которые невозможно не обратить внимания. Вопервых, в столице до сих пор не так уж много АЗС, на которых можно приобрести топливо стандарта «Евро-3». Из множества компаний его предлагают лишь три, а это менее 15% от объема рынка. Во-вторых, специфика строительства АГЗС такова, что ее нельзя разместить под одной крышей с обычной АЗС. Газ – это повышенная опасность, и газозаправочные колонки должны быть удалены от бензиновых, во всяком случае, на несколько десятков метров.Раз уж правительство Москвы уделяет внимание количеству и качеству автомобильных выхлопов, почему по дорогам столицы безнаказанно разъезжают тысячи грузовиков, отравляющих воздух черным дымом и сажей?– До недавнего времени автотранспортный рынок столицы был, мягко говоря, диким, – пояснила Мария Проценко. – По данным департамента, в Москве находится в три раза больше грузовых автомобилей, чем необходимо. Из них большая часть – автопарк частных фирм, не получающий должного технического обслуживания. И с этим мы ничего не могли поделать.Лишь в конце прошлого года, после принятия концепции развития грузового транспорта в Москве, начались перемены. Грузовой автотранспорт, находящийся в ведении муниципальных предприятий, через несколько лет будет отвечать современным нормам. А «грязные» грузовики из соседних регионов получат от ворот поворот.Но вернемся к предложению Юрия Лужкова поощрять покупателей малолитражных автомобилей. Этой весной в столице пройдет очередной, третий по счету, фестиваль малолитражных автомобилей, в котором каждый раз принимают участие все больше производителей и дилеров: «Ока», «Дэу Матис», «Хонда Джаз», «Рено», «Пежо» и другие.Между тем до сих пор нет четкого определения – какой автомобиль считать малолитражным? Согласно пока еще действующим у нас советским ГОСТам, малолитражным считается автомобиль с объемом двигателя от 1,2 до 1,8 литра. А под это определение попадают все модели «жигулей», некоторые модели «Волги» и немалая часть иномарок с так называемыми «экономичными» двигателями.Как пояснили в Департаменте транспорта и связи, в Москве, возможно, будут приняты европейские стандарты, согласно которым малолитражным считается транспортное средство с объемом двигателя менее одного литра и длиной около трех метров.Но не все так просто. Пока и в Москве, и в остальной России нет культуры малолитражного автомобиля. «Ока» не в счет: ее создавали четверть века назад как автомобиль для студентов и молодых семей. Никто не предполагал, что она продержится на конвейере столь долго. А вот, к примеру, в Париже маленькие юркие автомобильчики встречаются часто. Однако объем их двигателей не так уж мал – от 1,4 до 2 литров. Французы предпочитают маленьких, но удаленьких. Немало «малышей» и в Риме, и в Мадриде. Во всех этих городах – жесткая нехватка парковочных мест, поэтому маленькая машинка – практичнее.Мода на «мини» пришла к нам из ХХ века. В конце 1980-х появились почти игрушечные автомобильчики, которые назвали «студенческими», или «женскими». А еще их называли «сумкой на колесах». Идея была проста. Многие европейцы хотели иметь две машины на семью, но не могли себе этого позволить. И производители предложили им выход: первым автомобилем в семье был солидный седан, а вторым – мини-автомобильчик. На такой малютке можно было поехать в супермаркет или к подруге. Но не более того.До сих пор большинство производителей именно так позиционируют свои мини-новинки. А небольшой расход топлива лишь дополняет рекламный ряд. Поэтому трудно себе представить, что среднестатистическая московская семья, каждую весну перевозящая на дачу сотни килограммов всевозможного добра, выберет себе в качестве рабочей лошадки дорогую игрушку.Есть у мини-автомобилей и еще один существенный минус – они небезопасны. Эксперты Cтрахового института дорожной безопасности (IIHS) США заявили о том, что малолитражные автомобили не могут обеспечить пассажирам такого уровня безопасности, как машины более крупных размеров. Такой вывод они сделали после проведения серии краш-тестов компактных автомобилей различных моделей. По статистике, на миллион автомобилей данной группы приходится 83 смертельных случая при ДТП, что вдвое выше, чем у машин других классов.Так чем же «сердце успокоится»? Проблема в том, что российский производитель пока не может предложить отечественному потребителю современный надежный недорогой малолитражный автомобиль. Пять тысяч долларов за устаревшую «Оку», не имеющую вообще никаких систем безопасности, – явный перебор. А проект «Ока-2» подвис из-за нехватки финансирования. Возможно, что его поддержат именно московские власти? Очень хочется, чтобы экологические инициативы столичного правительства принесли ощутимые плоды. И как можно скорее.Но уже сейчас ясно, что за чистый воздух нужно бороться сообща, причем не столько тем, кто потребляет, сколько тем, кто производит. Сделайте модным отечественный малолитражный автомобиль на биоэтаноле – и мир станет чище. Может быть, не весь мир, но 1/6 его часть точно.) – бесцветный газ с характерным запахом, химически инертен. Огнеопасен, смесь с воздухом взрывоопасна. В промышленности производится из природного газа, угля или биомассы (отходов сельского хозяйства).Диметиловый эфир – экологически чистое топливо без содержания серы; содержание оксидов азота в выхлопных газах на 90% меньше, чем у бензина. Применение диметилового эфира не требует специальных фильтров, но необходима переделка системы зажигания двигателя. Автомобили с двигателями, работающими на диметиловом эфире, разрабатывают КамАЗ, Volvo, Nissan и китайская компания Shanghai Automotive.[/i][b]Профессиональный подходНа автобаны на них лучше не выезжать. Так как при лобовом столкновении на большой скорости уцелеть в миниатюрном автомобиле проблематично.Джип, к примеру, его просто в гармошку сложит. К тому же у крупногабаритных машин лучше угол обзора, следовательно, водителю легче ориентироваться на трассе. Однако в сравнении с отечественными малолитражками, импортные гораздо безопаснее. Если же говорить о пробках и парковках, то на малолитражке легче парковаться, у обочины он занимает намного меньше места, чем громоздкий «Рендж-ровер». И если бы большая часть машин в городе имела приставку «мини», то всем нам стало бы легче маневрировать на узких улочкам центра.

amp-next-page separator