Ужесточить нельзя смягчить
Напомним, что еще в конце прошлого года депутаты Государственной думы от «Единой России» – Владимир Плигин, Владимир Васильев, Александр Москалец и другие – внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект. Согласно этому документу, в главу 12 «Административные нарушения в области дорожного движения» Кодекса «Об административных правонарушениях» должны быть внесены поправки, в разы повышающие штрафы за наиболее опасные пренебрежения правилами дорожного движения.Собственно, в самой этой инициативе нет ничего отрицательного. А если вспомнить, что ежегодно на дорогах России гибнет около 35 тысяч человек, и еще две сотни тысяч ранятся, калечатся и получают инвалидность – впору уже кричать «караул».Минувшей осенью Президент России поручил своим подчиненным в кратчайшие сроки навести порядок на дорогах и обеспечить безопасность дорожного движения. Одним из шагов стал запрет на мигалки.Другим – та самая законодательная инициатива.В свою очередь, члены Общественной палаты России возмутились наличием некоторых особо жестких положений в поправках. И – направили спикеру письмо с предложением их не принимать.Возражений у общественников много. Например, как можно брать штраф в 2500 рублей с малоимущих граждан – учителей, врачей, пенсионеров? А ведь именно такое наказание полагается за, скажем, выезд на встречную полосу. Или предложение внедрить повсеместно видеокамеры: если использовать фотовидеоматериалы в качестве доказательства, то к ответственности будет привлечен тот, на кого оформлен автомобиль, а не тот, кто в момент нарушения сидел за рулем. А ведь многие водители у нас до сих пор продают свои авто по доверенности.Но главная причина протеста – это, конечно, превентивная реакция на возможные действия сотрудников ГИБДД. Ведь большинство водителей, чтобы не быть наказанными по новым «драконовским» правилам, сочтут за благо «дать на лапу» пусть не столь же крупную, как штраф, но вполне весомую сумму. Одним словом, весь законопроект уже обозвали и «взяткоемким», и нарушающим Конституцию РФ.Документ действительно сырой. Но с другой стороны – хотелось бы возразить и многоуважаемым членам Общественной палаты. Если уж они увидели в поправках к КоАП нарушение конституционных прав граждан, они, похоже, забыли, о чем говорит в части 1 ее 19-я глава – «Все равны перед законом и судом». И было бы неплохо вспомнить о том, что в некоторых странах за нетрезвое вождение полагается не административный, а реальный тюремный срок. А в России, кстати, каждая пятая авария – следствие нетрезвого вождения. А каждая десятая – от выезда на встречную полосу.Так что не совсем понятно, о каких нарушениях конституционных прав идет речь? Протест против использования фото– и видеоданных о нарушении правил просто смешон. Не так уж сложно привести эту норму в соответствие с российским законодательством – было бы желание! Кстати, на дорогах Франции, которая до недавнего времени лидировала по числу ДТП среди стран – членов ЕС, после внедрения видеорадаров число нарушений на дорогах снизилось почти наполовину, а бюджет пополнили 30 млн евро штрафов.Единственное, с чем можно согласиться – с предложением повременить с принятием поправок. Может быть, над ними еще поработать какое-то время? А то ведь через полгода-год придется уже принимать поправки к поправкам…В США попытка дачи взятки офицеру полиции чревата крайне неприятными последствиями уже просто потому, что сама попытка расценивается как личное оскорбление. Огромный штраф и солидный срок – лишь дополнение к возможной реакции. Конечно, в любой семье не без урода, но о правовой чистоплотности американских копов ходят легенды. Месяц назад начальник полиции американского городка Кеваскум (штат Висконсин) Ричард Небель выписал сам себе штраф за нарушение правил дорожного движения. По его словам, во время движения по четырехполосной дороге его внимание отвлек остановившийся мусоровоз. В результате, он не заметил стоявший школьный автобус с включенным маяком, перед которым, по правилам, он должен был остановиться. По сообщению местных СМИ, после нарушения шеф полиции Ричард Небель выписал сам себе штрафную квитанцию на сумму 235 долларов и на следующий день оплатил ее.[b]КОММЕНТАРИЙ«ВМ»– Проблема предложенных поправок к Кодексу «Об административных правонарушениях» не в том, что они увеличивают ответственность автомобилистов – без этого, к сожалению, не обойтись, а в том, что они расширяют полномочия сотрудников ГИБДД. Ведь, по сути, инспектор ГИБДД торгует своими полномочиями, и чем больше полномочий, тем шире возможности для получения взятки. Гораздо проще было бы ввести в качестве доказательства использование фото и видеоматериалов.Я, кстати, не против этого. Но – при обязательном сохранении презумпции невиновности. Если человек нарушил правила – он должен получить по почте письмо с извещением и – обязательно! – фотографии автомобиля, на которых будет зафиксирован номер машины, время и место нарушения правил. Если человек не согласен с требованием заплатить штраф – он может его оспорить. В этом случае органы ГИБДД обязаны проверить его показания. И лишь в том случае, если эти показания будут официально опровергнуты – можно налагать штраф.[/i]