Проезд по таксе
Как сказал в своем выступлении министр транспорта РФ Игорь Левитин, «цель законопроекта – развитие сети автомобильных дорог, улучшение условий и безопасности дорожного движения, привлечение инвестиций в дорожное хозяйство». Понять Игоря Евгеньевича можно. На самых бескрайних просторах мира автомобильных дорог не хватает катастрофически. Да что там «не хватает». В России до сих пор нет заасфальтированной магистрали, которая связала бы Европейскую часть страны с Дальним Востоком. Есть только грейдер, по которому можно проехать лишь в сухое время года. А некоторые из дорог – в Якутии, например, вообще пригодны для проезда только зимой.Стоит удалиться от Москвы на 15–20 верст, как большинство дорог превращается в асфальтовую «гребенку» – Киевское шоссе, Горьковское, та же Ярославка…Что творится за пределами Московского региона – вообще лучше промолчать. Границы областей вовсе не дорожными знаками очерчены. Если вдруг кончился более-менее хороший асфальт и начало трясти на ямах и колдобинах – значит, ты в соседнем регионе. Найти деньги на ремонт дорог многим областям крайне трудно – они дотационные, средств хватает только ямы латать.Уже в Вологодской области федеральная магистраль «Холмогоры» превращается в «тришкин кафтан» – заплата на заплате.Государство процесс запустило: спохватываться надо было лет 20 назад, но тогда всем было не до этого. А сегодня, если взять и начать приводить в порядок всю сеть – никакого бюджета не хватит. Вот отсюда и пришла идея частного финансирования дорожного строительства.Первый его пример – на трассе «ДОН» М-4, сразу за Липецком. Километров за 10 до населенного пункта Хлевное водителей встречает указатель-предупреждение: впереди платная дорога! Два года назад проезд по 40-километровому участку стоил для легковушек 10 рублей, для грузовиков – 20, для фур – 40.Сегодня – 20, 50 и 100, соответственно. Не то чтобы этот отрезок дороги был таким уж современным – до МКАД ему далеко. Но зато тут гарантированно можно ехать по двум полосам со скоростью 100 км/ч. Не выше – за этим следит липецкая ГИБДД. Не хочешь платить – можно объехать этот участок через Хлевное – по узкой извилистой двухрядке.В принципе, это и есть пример того, какими будут платные дороги в России. Автомобилистам предложат скоростную широкую трассу, которая будет идти от пункта «А» в пункт «Б» без светофоров, без пересечений на одном уровне. Скорость – как на автомагистрали. То есть 300 километров пути можно будет реально преодолеть за 2,5 часа. А параллельно платной дороге сохранится старая трасса – она пройдет через все населенные пункты. И путь будет примерно вдвое дольше. Наличие такой альтернативы станет обязательным условием для принятия документа.Свои дополнения предложили различные ведомства Сергей Шойгу обратил внимание на то, что на платных дорогах должны быть обустроены пункты для дежурства спасателей и пожарных.Однако тут же выяснилось, что этот вопрос уже освещен в «общем» «Законе о дорогах», который также еще не прошел стадию обсуждения.После этого первый вице-премьер Дмитрий Медведев подчеркнул, что надо бы сначала общий закон принимать, а потом уже частный, однако, раз уж проект о платных дорогах поспел первым, его можно передать на обсуждение в Госдуму. Естественно, доработав. И вполне возможно, что Госдума успеет принять новый закон еще до конца этого года, в своем нынешнем составе.Теперь о том, как этот документ коснется Москвы. В самом городе платные дороги строить просто негде, да и незачем. Другое дело – в Подмосковье. Например, неделю назад первый заместитель министра транспорта Подмосковья Александр Митусов заявил, что сразу несколько платных магистралей будет построено в Московской области. Вопрос со строительством дублера Можайского шоссе – объезде с севера города Одинцово – уже решен, скоро начнутся работы. Кроме него, появятся дополнительные выезды с МКАД на Щелковское шоссе, с МКАД на трассу «Москва–Челябинск». Будет построен платный же объезд Ногинска и Орехово-Зуева, Дзержинска и Лыткарина. Также запланировано строительство хорд, которые соединят трассы М7–Холмогоры – Москва–Дубна–Холмогоры. Все эти дороги, скорее всего, станут платными.Еще одна платная дорога появится на юге – в нее после коренной реконструкции превратится Каширское шоссе. Правда, для этого сначала предстоит отремонтировать 22-километровую дорогу от МКАД до аэропорта «Домодедово», а заодно и построить бесплатную трассу-дублер.И наконец, уже начато и ведется строительство платной скоростной автомагистрали Москва–Санкт-Петербург. Первый ее отрезок будет готов к 2010 году, введение в строй остальных зависит прежде всего от объемов финансирования на федеральном уровне.Так что, увидев года через три на выезде из города дорожный знак «Платная дорога», не удивляйтесь.