Пираты: они есть или их нет

Общество

[b]Март в России прошел под знаком борьбы с нарушением авторских прав. Сначала Госдума в третьем чтении приняла поправку к Уголовному кодексу, которая увеличивает максимальное наказание за этот вид правонарушений с 5 до 6 лет. Затем 27 марта правительство РФ ввело запрет на продажу аудиовизуальных произведений с уличных лотков. Меры вроде бы назревшие и давно продекларированные… И тем не менее вызвавшие целый ряд вопросов. Прояснить их постарались корреспонденты «Вечерки».Какой смысл увеличивать максимальный срок за нарушение авторских прав, если доведенные до суда дела можно пересчитать по пальцам и по ним еще никого не посадили? С этими вопросами мы обратились к . Именно он еще в 2003 году обратился в правительство Москвы с предложением принять распоряжение, обязывающее снабжать все диски специальными знаками, и с тех пор наблюдает за эволюцией данного рынка в Москве.– В данном случае ужесточение наказания автоматически переводит преступления, связанные с нарушением авторских прав, в разряд «тяжких». Это, в свою очередь, дает возможность правоохранительным органам применять к преступникам весь набор оперативно-разыскных мероприятий, таких, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация электронной почты и так далее…– Нет. Законодательно признали тот факт, что преступления, связанные с нарушением авторских прав, носят все признаки организованной преступности. Весьма организованной. Поэтому и бороться с ними надо адекватными методами. Что же касается видеопиратов, то это как раз та проблема, которую, по сути, создали СМИ.– В том, что в Москве руководство фирм, владеющих салонами продаж видео- и аудиопродукции, изначально закладывает прибыль на них в сотни процентов. Кто заставляет их это делать? Оптовая цена одного DVD-диска у производителя колеблется от 40 до 50 рублей. Эта сумма включает и авторские отчисления. В салонах каждый диск стоит 300–350 рублей. Подобные накрутки априори отпугивают большую часть покупателей. Такая маркетинговая политика и приводит к тому, что производители ищут возможности выхода на широкие слои покупателей через другие рыночные механизмы.– Сейчас центр тяжести нарушений авторских прав заметно сместился в область Интернета.Увеличение пропускной способности Интернет-каналов привело к тому, что практически каждый может бесплатно скачать себе все что угодно и заняться коммерческой деятельностью. Во-вторых, не надо забывать о печатной продукции. Это, конечно, специфическая сфера, но на этом бизнесе также завязаны огромные деньги. Наконец, нарушения авторских прав в области всего, что связано с дизайном.– Например, игрушки. Нельзя просто так взять куклу или медведя, дизайн которых разработан крупными компаниями, и начать выпускать таких же. А у нас это встречается повсеместно.Позиция Михаила Чупова понятна. Однако мы решили обратиться еще к одному эксперту по авторскому праву. Свое мнение о новой правовой норме мы попросили высказать :– Два года назад я участвовала в деле по обвинению студента, которого уличили в торговле контрафактными дисками с лотка на улице. Ему присудили полгода, несмотря на то что у него ребенок и ранее к уголовной ответственности он не привлекался. Он просто подрабатывал, и все. Думаю, это было ошибкой, и усиление нормы может увеличить и число подобных дел. Выходит, что некий реверанс в сторону Запада – мол, вот, смотрите, мы боремся с пиратами – может обернуться для вполне нормальных московских ребят клеймом на всю жизнь, привлечением к уголовной ответственности или, что еще хуже, судимостью. А проблема в итоге вряд ли будет решена. Просто к этим лоткам поставят торговать несовершеннолетних, на которых ответственность не распространяется. Насколько я знаю, вербовка «кадров» на летний сезон в московских школах уже идет…Так есть в Москве аудиовизуальное пиратство или нет? По мнению Михаила Чупова, эта проблема во многом раздута.Корреспонденты «Вечерки» решили разобраться и в этом. Мы решили исследовать рынок кино на DVD. Для начала при помощи коллекционеров определили список известных фильмов, которых давно не видно в легальной продаже. Как ни странно, он оказался весьма внушительным.В него, например, вошли хиты: «Человек дождя», «Почтальон звонит дважды», «Четыре свадьбы и одни похороны», «Непркасаемые», четыре фильма «бондианы» с Пирсом Броснаном, «Невезучие», еще два десятка зарубежных фильмов и, наконец, наши родные «Окно в Париж», «Такси-блюз» и «В августе 44-го…»В первом же магазине фирмы «Союз» продавец быстренько «пробил» наш список по компьютеру и заявил: – Ни один из этих фильмов на лицензионном видео не выходил. Поэтому ничем помочь вам не могу, даже заказать не могу, потому что их просто нет «в природе».Аналогичные ответы нам дали и в «Библио-Глобусе», и в магазине лицензионного видео в центре на Пресне…По поводу фильма «В августе 44-го…» было дано и дополнительное объяснение: права на него принадлежат «Беларусьфильму», а он ни в какую продавать лицензию России не хочет. Получается, что это как раз тот случай, когда надо обращаться к так называемым пиратам, то есть в магазинчики со 100-рублевыми дисками. Таких на Пресне оказалось более чем достаточно.Однако и здесь наш список энтузиазма не вызвал. Правда, в одном месте нашлись «Человек дождя» и «Почтальон…», но в обоих случаях с одноголосым переводом и плохим качеством изображения. В остальных случаях продавцы делали круглые глаза и говорили: «Да вы что! Это же еще не выходило на лицензии!» Ничего себе «пираты». Лицензию им подавай! В конце концов, могли бы смотаться в Белоруссию, купить там один диск с «Августом…» и заполонить московский рынок.Тем более что спрос очень большой… Но нет. По сути, в пиратских магазинах предлагают то же, что и лицензионных, но по 100 рублей (в лицензионных от 300). Исключения составляют сборники, в которые из Интернета накачано по 6–10 тематически подобранных фильмов, а также экранные копии картин, идущих в настоящее время в кинотеатрах. Видимо, именно эти диски и нужно считать по-настоящему пиратскими.В отличие от лицензионных качество 100-рублевых дисков ничем не гарантировано. Практика показывает, что из 3 приобретенных DVD один оказывается с серьезным браком. В этих случаях продавцы, как правило, меняют диск, но деньги не возвращают никогда. При этом жалобы на плохой перевод, качество изображения и звука не принимаются. А что вы хотели за 100 рублей? В ответ на брюзжание по поводу моего списка мне в конце концов порекомендовали поехать на «Горбушку», мол, там есть все.Мы поехали на «Горбушку». Конечно, все не все, но «Четыре свадьбы…», «Невезучих», «Человека дождя» и всех «бондов» в очень приличном, практически лицензионном, качестве найти действительно удалось. Стоят они… по 300 рублей диск. То есть, если не горит, можно подождать, пока маркетинговые отделы легальных компаний дойдут до этих фильмов, и за те же деньги купить их в салонах.Резюмируя, необходимо отметить ряд существенных моментов. Во-первых, можно констатировать, что количество пиратских компаний, выпускающих 100-рублевые DVD в качественном исполнении, практически совпадает с количеством легальных фирм.Это заставляет думать, что «легалы» сами организуют при себе пиратские филиалы для выхода в сегмент рынка в вилке 90–120 рублей за диск. Скорее всего, и с авторскими правами у них все в порядке. Их доходы связаны прежде всего с экономией на качественной упаковке, рекламе и дополнительных проверках качества каждого диска (проще поменять, чем тратиться на дополнительное оборудование), ну и на налогах, конечно. Применяя терминологию алкогольного рынка – это продукция «третьей» смены. Так что процентов 90 так называемого пиратского видео- и аудио- – это филиалы легального бизнеса.Во-вторых, практика показывает, что в основе пиратский бизнес можно подорвать грамотной маркетинговой политикой. Это уже практически осуществляется на рынке CD-дисков. Как только цены на лицензионные новые альбомы снизились до приемлемой цены в 100–120 рублей, выпускать пиратские стало почти бессмысленно. Есть аналогичный опыт и на рынке видео. Последний фильм «бондианы» «Казино Рояль» появился в продаже сразу после того, как фильм прошел на киноэкранах, по цене 120–150 рублей в лицензионном исполнении. После этого выпускать пиратский диск по 100 рублей стало бессмысленно.Правда, реальные пираты все равно успели снять свои «сливки», продавая в течение нескольких недель экранные копии. Повсеместная торговля этими копиями привела к тому, что в России появился принципиально новый тип зрителя: он сначала покупает за 100 рублей сборник с 6–10 новинками, скачанными из Интернета, бегло их просматривает и решает, на какой фильм пойти в кино и какой приобрести в личную коллекцию. Такой «своеобразный» подход, безусловно, наносит огромный урон как легальному и полулегальному аудиовизуальному бизнесу, так и сетям кинотеатров. Именно с этим и собираются бороться в ближайшем будущем.В-третьих, небольшой пиратский рынок для любителей, на котором можно найти все, что угодно душе, безусловно, сохранится и будет существовать до того момента, пока салоны лицензионного видео не будут предлагать действительно всеобъемлющий контент по приемлемой для среднего обывателя цене.Что же касается лотков с дисками, то московские законы были подготовлены к их искоренению еще в 2003 году. Однако тогда убрать лотки с улиц не дала Федеральная антимонопольная служба. Сейчас в столице все они, по идее, должны пропасть буквально в одну ночь. Нам сообщают, что в целом ряде городских районов они уже исчезли.

amp-next-page separator