Кульминация главного спектакля
Началась уникальная операция по сборке сценического каркаса, суммарный вес которого 1500 тонн. Не раздавит ли эта громадина историческое здание?– За судьбу старинных стен можно не опасаться, – рассказал корреспонденту «ВМ» заместитель генерального директора ГАБТ РФ Вячеслав Ефимов. – Каркас сцены будет сам себя нести, опираясь на четыре стальные колонны, которые уже установлены и уходят в землю на 20 метров. А здание останется как бы вне каркаса. Нагрузка на стены будет даже меньшей, чем была до реконструкции.– Он будет держать всю механику сцены. Сложнейшее механическое оборудование при значительных габаритах отличается высокой точностью. Значит, и установка его должна быть особо надежной, исключающей колебания и вибрации. Без мощных металлоконструкций не обойтись.Зато современная механика позволит менять декорации буквально за несколько минут. Помимо современной сцены в результате реконструкции Большой театр претерпел за полгода-год значительные изменения.В сценической части здания, удаленной от Театральной площади, из закулисья исчез портик Осипа Бове, который украшал задний фасад театра до пожара 1853 года. Тогда Большим можно было любоваться, как Парфеноном, обходя его вокруг.Когда после пожара здание удлинили, сузив Копьевский переулок, задняя колоннада оказалась замурованной, и москвичи не видели ее больше 150 лет. Теперь портик разобрали и вновь смонтируют в подземном пространстве театра, где по проекту появится еще один зал. А там, где еще недавно стоял портик Бове, прямо в стены театра (крыша здесь разобрана) въехал огромный колесный кран. Он уже установил две стропильные стальные фермы по 15,8 метра длиной каждая. Теперь предстоит уложить поперек 8 длинных стропильных ферм по 30 метров и весом по 43 тонны каждая. Стрела крана будет выдвигаться в сторону Петровки, куда по одной будут подвозить фермы. Сложность операции в том, чтобы кран перенес через стену театра огромную конструкцию и аккуратно установил ее.От всех, кто будет работать, потребуется точность и слаженность. При таких масштабах правильность монтажа сценической коробки должна соблюдаться до долей миллиметра…Огромных ферм на стройплощадке сейчас нет. Их будут подвозить на специальных платформах ночами, когда движение на улицах ограничено. Маршрут из подмосковного предприятия – по Киевскому шоссе, Ленинскому проспекту, Якиманке, через Большой Каменный мост, Моховую и Охотный ряд.Кое-где в театре уже идут отделочные работы. В главном зале – ни кресел, ни бра, ни большой люстры – «визитной карточки» театра весом 1200 килограммов! Она разобрана и увезена в мастерскую. Там конструкцию люстры проверят ультразвуком, сделают новую разводку кабеля, добавят недостающий хрусталь, а тот, который «слышал» еще Нежданову и Шаляпина, заботливо сохранят.Заодно оркестровую яму сделают подвижной по вертикали, как в других знаменитых театрах мира.В интерьерах и на фасадах театра работают более 1000 высококвалифицированных строителей и реставраторов. Главная колоннада выровнена, под нее подведено новое основание, но металлических связей с колонн не снимут до тех пор, пока под Театральной площадью не построят специальное подземное пространство.Туда уберут все инженерные коммуникации, которые базировались в верхней части здания.Вниз уйдут все системы вентиляции, отопления, энергоснабжения, освободив место для артистов и зрителей.По графику первая пусковая очередь комплекса зданий Большого театра будет сдана в марте 2008 года. А уже в октябре в отреставрированном главном зале на сцене, оснащенной новейшим оборудованием, выступит хор оркестр театра Ла Скала.