Москва стоит надежно?

Общество

В воскресенье, 22 апреля, ушла земля из-под ног на Трубной площади. На западе Москвы около дома № 1 по улице Крылатские холмы во вторник, 24 апреля, случился оползень, и часть дорожного полотна тоже ушла под землю. Тремя днями позднее новый оползень проявился уже на Воробьевых горах. В пору кричать: «Караул! Москва проваливается!» Но в прошлом году в публикации «Москва сквозь землю не провалится» () Игорь Колыбин, заместитель директора НИИ оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова, однозначно заявил, что никакие геологические и тектонические катаклизмы нашему городу не грозят. Тогда что же почва под ногами москвичей все ежится да корежится?С таким вопросом мы обратились к [b]академику Виктору ОСИПОВУ, директору Института геоэкологии РАН.– Виктор Иванович, москвичи уже поняли, что наш город крепко держится на земле. Почему же тогда он чуть ли не регулярно проваливается?[/b]– Причин подобных проседаний почвы две – природная и техногенная. В первом случае во всем виновата природа, внутренняя динамика земли, ее эволюция, во втором – человек. Но чаще всего обе причины переплетаются, и мы называем такие ситуации техноприродными. Допустим, на тех же Крылатских холмах был склон. Его не трогали, и он вел себя спокойно. Подрезали снизу, чтобы провести дорогу или заложить фундамент здания, и грунт пришел в движение – вот вам и оползень. Он – техноприродный. Понятно, что это место изначально было готово к движению. Но человек его ускорил.На территории Москвы таких мест очень много. Это может быть не только передвижение грунта, но и его подтопление. В городе 40 процентов территории подтоплено постоянно и 30 процентов подвергается сезонному подтоплению. Это – утечки из водопроводов, канализации. В Москве ежесуточно по системам водопровода поступает около 6,5 миллиона кубометров воды. Даже если ее теряется (по нормативам) 4 процента, то это – 440 тысяч кубометров в сутки.– Строительное нивелирование (засыпка речек под строительство) приносит городу немалый вред. Когда мы засыпаем овраги, то сток вод в 2–3 раза затрудняется. Их надо благоустраивать и делать там зоны отдыха. Не надо строить дома на засыпанных грунтах.В Москве работает программа реабилитации малых рек. Она разработана в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, который возглавляет Леонид Бочин. Ежегодно проводятся реабилитационные работы по берегам малых рек. Москвичам памятно, наверное, благоустройство берегов речки Сетунька и других. Ежегодно подводятся итоги этой работы.– В этой связи вспоминается промах строителей на Большой Дмитровке, когда из-за их просчетов провалился большой кусок улицы. Помнится, даже было возбуждено уголовное дело по этому факту. Это характерная ситуация для Москвы?[/b]– Пример показательный, но строители в возникновении того провала не виноваты. Большую Дмитровку пересекает русло древней речушки, которая протекала там десятки миллионов лет назад. Ложе ее затянуто мелким песком. Когда изыскатели проводили исследования на этой территории, они, по нормам, бурили исследовательские скважины на расстоянии 150 метров друг от друга. Речушка оказалась между скважинами, и потому ее не обнаружили. Когда стали прокладывать коллектор, то песок-то из древнего русла и хлынул в него. Это говорит о том, что к строительству на территории города надо подходить еще более тщательно.– Наобум в Москве не строят! Никаких опасений относительно прочности таких зданий нет и не может быть. При их строительстве проводят тончайшие расчеты прочности фундаментов для тех грунтов, на которые они опираются. Сколько сомнений было в прочности главного корпуса МГУ на Воробьевых горах, сколько споров и опасений?! Ничего не подтвердилось. По сей день этот комплекс зданий не выработал даже 50 процентов своей осадки по сравнению с проектом. Осадка таких уникальных и тяжелых зданий, как МГУ и Президент-отель на Якиманке, не превысила 5 сантиметров за счет создания коробчатого фундамента глубокого заложения в первом случае и сплошной железобетонной плиты во втором.Бывает, конечно, что строения начинают стариться раньше отведенного им проектантами и строителями срока. Но это, как правило, не вина строителей или природы. В Замоскворечье, например, сильно пострадали многие старинные здания, храмы. Причина стремительного их старения – подтопление. Произошло оно в результате того, что в Москве-реке, в связи со строительством канала Москва–Волга, уровень воды поднялся на 4 метра. Здание старой гостиницы «Москва» имело до 1935 года затухающую осадку. Но после снижения на 27 метров напора в водоносном горизонте карбона, связанного со строительством метро, скорость осадки возросла более чем в полтора раза. Откачки грунтовых и напорных вод «оживили» осадки многих зданий в центре города – Российской государственной библиотеки, гостиницы «Метрополь», здания Малого театра и других.– Насколько опасно для города наличие подземных карстовых полостей, оползневых территорий?[/b]– Это очень опасные явления. Если их не изучать в процессе освоения территории города, то могут быть крупные и очень серьезные недоразумения и аварии. Провал в центре улицы – беда, но небольшая. А вот если он образуется под ТЭЦ, под производственными корпусами какого-нибудь химического назначения, это можно сравнить со взрывом мощной бомбы. Поэтому исследованием грунтов в Москве занимаются очень серьезно и много лет подряд. Мосгеотрест коллекционирует и хранит у себя в специальном хранилище результаты всех изысканий, все данные обо всех скважинах. Этими данными пользуются и геологи, и строители, и проектировщики. Мы составляем карты опасности, подтоплений, карстово-диффузионной деятельности на территории Москвы. Показываем территории, где нужно проводить специальные исследования. Поэтому все публикации о том, что «ах, Москва провалится!» – все это блудословие.[b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ– Все строительные работы на территории Москвы жестко контролируются федеральными и столичными законами. Это и Градостроительный кодекс, и Закон о порядке получения разрешения на строительство в городе Москве, и нормативные акты Москомархитектуры. Разрабатывается городская целевая программа мониторинга развития подземной инфраструктуры в городе. Она определит на годы, где можно будет рыть для прокладки линий метро, газовых, электрических и телефонных кабелей, подземных переходов, водопроводов, чтобы не ослабить фундаменты тяжелых зданий. Против недобросовестных застройщиков работают отдельные законы об административной ответственности. Но скоро будет принят Кодекс об административных правонарушениях в городе Москве. Его нормы будут ужесточены. Текст законопроекта уже разработан и прошел в Мосгордуме первое и второе чтения. В окончательном варианте он будет принят до 1 июля этого года.[/i]

amp-next-page separator