На ВДНХ открылся интерактивный музейный комплекс «Буран» / Фото: Агентство «Москва»

Ракетоплан «Буран» отметил свой юбилей

Общество
14 ноября ветераны отечественной космонавтики, науки и техники собрались, чтобы вспомнить и рассказать молодому поколению о ракетоплане «Буран». В этом году отмечается тридцатилетие со дня уникального полета, который хоть и оказался единственным, но прошел в полностью автоматическом режиме. Корреспондент «ВМ» узнал, как это было, из уст конструкторов и испытателей.

Желающих поговорить об этом уникальном ракетоплане оказалось немало. В зале собрались десятки людей — готовых поделиться воспоминаниями и тех, кто с жадностью впитывал эти рассказы. В далеком 1988 году окрестности Байконура взорвал оглушительный грохот двигателей ракет «Энергия», несших в космическое пространство необычный объект — огромный самолет длиной почти сорок метров и массой более ста тонн. Ракетоплан «Буран» стал венцом многих лет работы свыше полутора миллионов человек по всему Советскому Союзу и 1286 проектных предприятий и организаций. Николай Прохоров, разработчик топлива для многоразовой ракетно-космической системы, руководитель лаборатории ФГУП РНЦ «Прикладная химия» был одним из тех, кто с замиранием сердца наблюдал за полетом «Бурана». Эта картина до сих пор у него перед глазами, как будто все было вчера.

— Принципиальное отличие космической техники заключается в необходимости «возить» с собой в полет не только топливо, но и окислитель. Сложность и новизна двигательной установки определяются не столько количеством двигателей и разнообразием решаемых задач, сколько техническими особенностями, — рассказал Николай Прохоров.

По его словам, договорились использовать однокомпонентное топливо гидразин, которое хоть и обладало определенными преимуществами, но было токсично и представляло некоторую опасность для экологии. И все же на этот компромисс пришлось пойти. Выступления сопровождались интересными кадрами на экране, часть из которых уникальны. Например, среди таких испытательные стенды, созданные на базе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Н. Е. Жуковского.

— Очень трудно создать что-то новое без ранее наработанного научного задела. И в нашей стране он был в том числе и на базе ЦАГИ. Используя многолетний опыт, разработали методы продувки макетов «Бурана», которые прошли большую программу испытаний, — прокомментировал советник генерального директора ЦАГИ Алексей Ляшенко.

На вопрос, не является ли «Буран» копией американского «Спейс шаттла», он ответил, что это, конечно, не так. Сходство между ними заканчивается на форме корпуса. «Начинка» же на каждом корабле была своя, не похожая ни на что. Тем более что свой первый и единственный полет «Буран» совершил в полностью автоматическом режиме, благополучно приземлившись под аплодисменты.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Лавейкин, летчик-космонавт, Герой Советского Союза:

—  «Буран» сыграл огромную роль не только в истории отечественной и мировой космонавтики, но и в судьбах многих людей. Так, я и многие другие благодаря работе над проектом совершили космический полет. Уверен, что в будущем наша страна еще вернется к программе, аналогичной «Бурану», потому что это перспективная тема.

СПРАВКА

Конец программе космического ракетоплана положила перестройка в нашей стране, начавшаяся одновременно с первыми успешными испытаниями. Предприятия перестали получать финансирование, а в начале 1990-х программу забросили. «Энергия — Буран» стала последним отечественным космическим проектом подобного масштаба.

amp-next-page separator