Лицо московской национальности

Общество

Москва всегда была многонациональной, и все мирно уживались: узбеки, украинцы, русские, татары, армяне и т. д. Армянский переулок, Китай-город, Большая и Малая Грузинская – без них Москва не Москва, так же как и без тех москвичей, в честь кого они были названы. Но как-то незаметно московское радушие сменилось ворчливым «понаприехали», да и гости почему-то не по-доброму косятся на хозяев. И вроде бы графы пятой в паспорте давно нет, а национальный вопрос все не дает нам покоя. «Семья русских снимет квартиру…», «Приглашаются на работу лица славянской внешности…» Почему мы так боимся приезжих? Сколько мигрантов может «переварить» Москва? Что о нас, москвичах, думает дворник из Узбекистана? А сами-то мы, москвичи, какой национальности? Много сложных и больных вопросов накопилось и «у нас», и «у них» – вот видите, рука сама выводит этакое деление…– Ваш комитет работает в Москве уже много лет. А как бы вы ответили на вопрос: что такое национальная политика в столице, есть какое-то четкое определение?[/b]– Вернее будет говорить о политике в сфере межэтнических отношений. Москва – крупный город, в котором живут более 10 млн человек, это представители 168 национальностей. Национальную политику здесь нельзя проводить по трафарету, применимому к государству в целом. В мегаполисе своя специфика: здесь проживают не народы, а москвичи разных национальностей. Поэтому решения в этой сфере должны быть направлены не столько на урегулирование отношений между разделенными группами, сколько на урегулирование социальных отношений. Иными словами, решаем вопросы, связанные с национальными различиями, там, где они реально присутствуют; и пытаемся нивелировать их там, где они надуманны.В городе реализуется программа «Москва многонациональная», суть которой можно выразить так: все мы – лица московской национальности.– Мигранты – особая проблема. В городе действует трехлетняя миграционная программа. Однако полномочия Москвы, как и других субъектов Федерации, в этой области очень узкие. И все-таки самая главная проблема в другом: сегодня нет четкой государственной миграционной политики. Существовала федеральная целевая миграционная программа, но в 2001 году она была отменена.– Раньше в Москву, да и в другие крупные города приезжала элита – хозяйственная, научная, культурная. Они несли свою культуру, впитывали русскую и дополняли ее, поэтому и восприятие приезжего было другим. Сегодня в основном приезжают разнорабочие. Подавляющее большинство мигрантов – из самых бедных слоев общества, из деревень, аулов и т. д. Причем это молодые люди, которые выросли уже в постсоветский период, когда в их странах был взят курс на узкую этнизацию, отрицание русского. Половина из этих приезжих русского языка уже не знают, и это очень большая проблема!– Это связано со многими причинами. Но в основном – с социально-экономическим фактором, который отражается на межэтнических отношениях. Здесь еще влияние некоторых безответственных деятелей, которые используют тему межэтнических отношений в достижении своих узкополитических целей, и, конечно же, СМИ. В наше время именно они во многом формируют ценности и установки. Кроме того, в стране нет четкой миграционной политики.Город за счет мигрантов пополняет в основном, как выражаются эксперты, нижние страты, которые и так велики.– Но правда и то, что мигранты не вживаются в московскую среду… А у нас ведь есть поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не лезут![/b]– Это общемировая практика: мигранты стараются жить анклавно, потому что очень часто этническая солидарность дает больше, чем государство. Мигранты из стран СНГ, как правило, не поедут туда, где у них нет родственников или земляков: ведь без предварительной договоренности и помощи соотечественников их поездка будет обречена на неудачу. Часто эти люди скученно живут в квартире, доме, бытовке, иногда по 20–40 человек в одной комнате. Контакта с местным населением у этих приехавших подзаработать нет из-за известных проблем с языком. К москвичам они относятся как к людям из чуждой среды. И вот, отработав несколько месяцев, эти мигранты возвращаются домой. Как вы думаете, с каким чувством к России и русскоязычным соседям? Более того, мигранту не создаются нормальные условия для проживания, поиска работы, защиты его прав в трудовых конфликтах.Наш комитет предлагает, и это предложение будет доложено мэру Москвы, создать миграционный терминал, в котором будут действовать филиалы государственных служб, работающих с мигрантами, вестись информационная, координационная работа.– Но это сильно преувеличено. Москва за свои 860 лет научилась делать из мигрантов москвичей. Изменения в этнической структуре города, конечно, происходят. В целом доля представителей разных национальностей за 13 лет, с 1989 по 2002 год, выросла с 10,3% до 15,2%. По имеющимся данным, в столице в 12 раз возросла численность таджиков, в 7 раз – чеченцев, в 5 раз стало больше азербайджанцев, в 2,8 раза – армян, в 3 раза – грузин.– По данным экспертов, самый многонациональный округ – Западный. Количество нерусских жителей здесь уже превысило пятую часть населения, но большая их часть – украинцы, которые внешне, по языку и культуре почти не отличаются от основной массы москвичей.Северо-Западный округ так же многонационален. Нерусские жители в нем составляют 17,4% населения. Юго-запад, юг и юго-восток, несмотря на распространенное мнение о перенаселении их мигрантами, по своему этническому составу близки к средним значениям по городу. А вот в Восточном административном округе наиболее сложная этническая структура. Здесь преобладают представители Закавказья, Средней Азии, Китая, которые во внешнем облике и повседневном поведении достаточно резко контрастируют с «коренными» москвичами.Доля приезжих из-за рубежа ниже всего в центре и на северо-востоке столицы. На северо-востоке столицы самыми «русскими» районами являются окраины: Бибирево, Отрадное, Южное Медведково, Лосиноостровский и Лианозово. А в центре – такие «пролетарские» районы, как Таганка, Пресня, Хамовники.– В Европе довольно остро стоит миграционный вопрос: с одной стороны, приток рабочей силы необходим, с другой – погромы, волнения, изменение национального облика городов – вспомним Францию. Европейское миграционное законодательство проще или строже российского?[/b]– У нас другое законодательство, отличное, например, от французского. Близкие к нам проблемы Франция испытывала в 60-х годах. Но сегодня, чтобы трудовому мигранту въехать во Францию, нужно пройти многочисленные собеседования, проверки – эта система носит жесткий разрешительный характер. Попав на территорию Франции с трудовой визой, вы практически уравнены в правах с французами. Через год в органах местной власти необходимо подтвердить, что у вас не было проблем с полицией, налоговой службой, что вы заплатили в бюджет Франции все причитающиеся деньги, условно говоря: доказать, что вы любите ее больше, чем свою родину, и только во Франции вы можете жить и работать. После этого с санкции местной власти региональные принимают решение о продлении разрешения находиться на территории Франции с правом работы. Выстроена очень жесткая разрешительная система.– В России очень либеральный порядок – въезд через границу для граждан СНГ, кроме Грузии и Туркмении, безвизовый. И если гражданин не был замечен в криминальной деятельности, то ему надо лишь купить билет, а принимающей стороне уведомить ФМС о его приезде. Вот и все, теперь этот человек легально находится на территории страны. Затем он подает документы для получения разрешения на работу, и противопоказаний к этому нет, кроме криминального прошлого. Он идет и устраивается на работу, а через месяц приносит справку, что здоров. Это несколько проще, чем в той же Франции.– Напрашивается вопрос: у нас не будет, как в Париже? Взрывов на этой почве, в том числе и в буквальном смысле?[/b]– Мы проводили исследования и выяснили, что 80 процентов москвичей считают: межнациональные отношения в столице в той или иной мере напряжены. Но в той же анкете на вопрос «сами вы были участником такой конфликтной ситуации?» лишь 14 процентов ответили «да». Получается, что 66 процентов сформировали свое мнение, не участвуя в межнациональных конфликтах, только лишь на основе информации, обывательских мифов, которые еще называются сплетнями на кухне. Поэтому в декабре прошлого года правительство Москвы выпустило специальное постановление о создании благоприятной информационной среды в городе для поддержания межнационального мира и согласия.– Это создание документальных фильмов, которые можно будет использовать в качестве учебных пособий, телепередач, социальных роликов, радио, работа в Интернете, прессе. Предусматривается и определенное оформление города и многое другое. Кроме того, и некоторые меры по работе с молодежью, в области образования. Помните в детстве? Открываешь учебник истории, географии, на обложке стоят девочки и мальчики в национальных костюмах. Сколько республик, столько и ребят. Подспудно формировалось представление – мы все вместе. А сегодня интернациональное воспитание – чуть ли не архаика.– Мы предлагаем пока на факультативной основе введение предметов «народоведение» или «граждановедение», а также «История мировых религий», целенаправленную работу с проблемными категориями, а также с родителями. Но работать надо не только в школах. Мы проводим работу с ребятами, которые поддерживают националистические лозунги.Активное участие в этом принимают и общественные организации. Везде высвечивается одна и та же проблема – низкий уровень образования, культуры. Им предлагают показать на карте границы России, где исконно жили только русские. Они не могут этого сделать. А когда объясняешь им, что подавляющая часть территории нынешней России – это места, где традиционно жили племена других народов (к примеру, Бурятия, Якутия, Кавказ), то они не знают, как на это реагировать.– Да, проблема существует, и мы ее решаем: вводим дополнительные факультативы русского языка. Но здесь есть трудность – не хватает учителей, преподающих русский как иностранный. Поэтому предусмотрена работа по повышению квалификации.– Возьмем карту России и сравним ее с картой Японии. В России проживает около 150 млн человек, в Японии – 127 млн чел. Цифры сопоставимые, территории по величине абсолютно разные. Чтобы ответить на вопрос, нужно ли использовать оградительные методы, надо знать: миграция – благо для России или зло? Исходя из этого, и принимать решение. У нас нет четкой государственной политики, которая дала бы ответ на этот вопрос. Я не хочу подсказывать ответ, но, по оценкам ученых, для освоения российских территорий население страны должно составлять от 300 до 500 млн человек.– Но решать демографические проблемы надо, об этом и президент сказал. Правда, как-то странно у нас подходят к решению. По всем телеканалам мы пропагандируем разврат, обсуждаем гомосексуализм, вместо того чтобы пропагандировать ценности семьи. Опять приходим к тому же: пока не выстроим общегосударственную политику, будет бестолковость, неэффективность решений.– Допустим, мы решаем: да, Россия нуждается в притоке иностранцев, которые становились бы гражданами Российской Федерации, а не приехали на время подзаработать. Следующий вопрос: кого мы хотим видеть своими гражданами? Это будут бывшие граждане Советского Союза, близкие нам по менталитету, или другие народы, которые подчас совсем не интегрируются в чужое общество, с которыми нас не связывают общая история, язык и т. д.Еще один вопрос: куда мы пускаем мигрантов? Есть малозаселенные территории, где могли бы обосноваться переселенцы. А если нам мигранты не нужны или нужны, но в ограниченном количестве, то ограничительные меры вполне можно разработать. Определите рамки, в которых мы можем действовать, а пути решения вопроса на федеральном уровне региональная власть найдет.– Новое миграционное законодательство, действующее с 15 января, что-то изменило к лучшему?[/b]– Несомненно, новый либеральный механизм въезда – это шаг вперед. Сейчас мы работаем в тесном контакте с Федеральной миграционной службой, и довольно успешно. Но в работе неизбежно возникает масса текущих проблем, которые выявляют пробелы в законодательстве. Например, что делать, если выяснилось, что приехавший в Москву мигрант болен туберкулезом, проказой, сифилисом, гепатитом?.. По закону только больного СПИДом мигранта можно выдворить из страны, а остальных надо лечить. Но их порой и найти непросто – люди приезжают не лечиться, а зарабатывать деньги и работают порой не там, где зарегистрированы. А потом, за чей счет их лечить: города? Принимающей стороны? Законодательство на этот счет не дает четкого ответа.– Но в новом законодательстве не оговариваются и многие жизненные для мигрантов вопросы, например, где они будут жить? Опять в подвалах?– Здесь речь идет о целом блоке вопросов: обеспечение жильем, минимальным социальным пакетом, организация работы. Для решения всех этих вопросов и нужен миграционный терминал, который мы предлагаем создать. А для решения жилищного вопроса разработаны модульные гостиницы временного типа и многое другое.– Это временные, но благоустроенные вагончики, которые устанавливаются рядом с объектом, например стройкой, где работают мигранты. С одной стороны, это комфортное жилье со всем необходимым – туалетом, душем, кухней, медпунктом и т. д. А с другой – это временное жилье, которое в случае надобности можно перевезти в другой район, где начат новый объект. Мы одновременно и разгружаем городской транспорт, поселив рабочих рядом с работой, и избегаем проблем с выселением из общежитий и стационарных гостиниц после завершения работ. Сегодня работодатели готовы ставить гостиницы такого типа даже за свой счет.– Необходимо наводить здесь порядок. Федеральная миграционная служба делает разрешение на работу в течение 10 дней, а в объявлениях обещается за день. Значит, речь идет об откровенных фальшивках, а фирмы, штампующие их, продолжают работать. Кажется, чего проще? Телефон в многочисленных объявлениях указан – правоохранительным органам остается только меры принимать, но…– Мы поддерживаем предложение Федеральной миграционной службы о создании миграционной полиции. С начала года сотрудниками ФМС проверено более тысячи объектов. Но основная часть их работы – ставить на учет мигрантов, давать разрешения на работу. А это огромная техническая работа, требующая много времени: надо встретиться с человеком, принять документы, занести сведения в компьютер, проверить, выдать документы…– Действительно, сейчас нет единого координирующего органа, который отслеживал бы ситуацию на рынке труда с точки зрения социально-трудовых отношений.– Объясню на простом примере. Допустим, работодатель нанимает людей на стройку. Для начала ему нужно выкопать котлован. Это могут сделать люди самой низкой квалификации. Лишь бы лопату в руках держать умели. Но вот котлован выкопан, теперь нужны квалифицированные работники – сварщики и др. Хорошо, если из ста работников, рывших котлован, нашлись два-три сварщика, а что делать с остальными, ведь они получили разрешение на работу в течение года? Не выгонять же их из страны. Вот здесь и начинает работать координирующий орган – миграционный терминал. Именно он подберет работу освободившимся работникам, он поможет подобрать жилье в модульных гостиницах.– Сегодня это достаточно управляемый процесс, однако в большей степени на уровне неофициальных структур, сформированных по этническому принципу, проще говоря: руководят процессом теневые структуры. Безусловно, этого не должно быть. Регулирование должно проходить в рамках государства, на уровне региональных властей.[i]Алексей Олегович Александров родился в Ленинграде. Там же поступил в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Начинал службу на Балтийском флоте, был штурманом, старпомом, командиром корабля, окончил Военно-морскую академию и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Воинское звание – капитан 1-го ранга. Имеет ученую степень кандидата юридических наук.С 1998 года работает в правительстве Москвы. С августа 2005 года – председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.Женат. Сын учится на 2-м курсе в Университете управления.[/i]Работодателям, которые планируют на следующий год привлекать для работы мигрантов, стоит позаботиться об этом уже сейчас. Необходимо оформить заявку и направить ее в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы на имя председателя Комитета Алексея Олеговича Александрова. Заявка направляется по адресу: .Форма заявки и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 188 от 26 марта 2007 года.Они размещены в Интернете на сайтах Минздравсоцразвития РФ – www.mzsrrf.ru, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы – www.koms.ru, Межрегионального информационно-делового центра – .

amp-next-page separator