Шумим, братцы, шумим
Сейчас он уже установлен. Правда, его установке предшествовали бурные споры – нужен ли вообще Москве памятник великому писателю? Об этом корреспондент «ВМ» побеседовал с автором монумента. Скульптор Александр Рукавишников усадил писателя в лодку. Шолохов одет совсем не по-столичному. Сидит в телогрейке, бросил весла, курит, смотрит вдаль. Чувствуешь атмосферу жизни донского казака.– Признаюсь, – рассказал корреспонденту «ВМ» автор скульптуры, – в школе я не читал его романов и рассказов, хотя «Поднятая целина» по программе была обязательной. Но когда с отцом (Иулиан Митрофанович был еще жив) мы выиграли конкурс на памятник писателю, я взялся за книги. По-моему, прочел всего Шолохова. И, хотя не литературовед, своим умом дошел: все, от ранних рассказов до последних глав «Они сражались за Родину», писал один человек. Разговоры о плагиате сразу показались мне пустыми. Часто Шолохова упрекают, что он был членом ЦК КПСС. Ну и что? Ведь не ЦК в писатели назначал.– Он получился таким, каким был в жизни. За это я благодарен его родственникам. Они очень серьезно отнеслись к памятнику, снабдили меня фотографиями, много рассказывали, смотрели, как идет работа. Вот, например, сначала лодка у меня вышла такой, какие в парке Горького плавают, а на снимках увидел его настоящую донскую лодку, остроносую…– Когда-то я горячился, пытался осадить оппонентов, а теперь просто не хочу с ними спорить. Да и некогда мне, если честно. Заказов очень много и наших, и зарубежных. Почти одновременно с Шолоховым открывается мой Дмитрий Донской в Коломне к Дням славянской письменности. Для Ближнего Востока делаю 30метрового Христа, для Германии работаю…– Сам я слышал только невнятные выкрики. Но друзья говорят, что один из доводов – писатель, дескать, в Москве мало жил.– Доска не врет. В столице у него было много дел, останавливался он здесь и жил, как я выяснил, очень подолгу. И вообще, не в этом дело, кто сколько жил. Протестуют, на мой взгляд, главным образом, домохозяйки с Патриарших прудов, которым не с кем спорить на кухне. Памятник Булгакову они угробили и почувствовали за собой силу. Пришли сюда, пугают жителей местных домов, что будут большие фонтаны, которые подмоют фундаменты, дома рухнут… Это уже просто смешно.Нужно сказать, что монумент получился необычным. Александр Рукавишников и автор архитектурной части Игорь Воскресенский (главный художник города, заместитель председателя Москомархитектуры) тонко и на все сто процентов использовали рельеф местности. В их трактовке изгиб бульвара символизирует перелом эпохи. Белые лошади за спиной Шолохова плывут вправо, красные – влево.– Эти лошади, – говорит Рукавишников, – которые разошлись в разные стороны, показывают раздвоение нашей несчастной родины. Они трагические, эмоционально нервные, плывут в никуда, в вечность…Место для памятника Шолохову выбрано удивительное. Писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то жил. Склон бульвара обращен к скрытому под асфальтом ручью Черторыю, известному в старину своим крутым нравом. Как раз здесь в него впадала речка Сивка. Сегодня Шолохов словно плывет через этот Чарторый, преодолевая мутный поток.[b]МНЕНИЯ– Любите вы или не любите писателя – это ваше личное дело. Раз его ценят и читают – какие могут быть возражения против памятника? Это, ведь, не Дзержинский, от которого пострадали многие сотни тысяч людей.[/i]– Наша Комиссия уже дважды выступала против этого памятника, так как Шолохов очень мало жил в Москве. К тому же, ему уже открыт один памятник на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.[/i]– Неужели лондонцы будут просить снести одного Веллингтона только потому, что в столице Англии их оказалось два? У нас два Шолохова стоят очень скромно и далеко друг от друга, на разных концах Москвы, в глаза совсем не бросаются, а, на мой взгляд, писатель большего заслуживает. Мог бы стоять и на площади. А потом, что значит мало жил в Москве? Его еще ребенком привезли сюда, здесь он учился в гимназии Шелапутина в Хамовниках. Он написал в Москве «Донские рассказы», начал «Тихий Дон». А когда был депутатом Верховного Совета, подолгу жил в своей квартире в Сивцевом Вражке. А что касается комиссии по монументальному искусству, она, по-моему, давно себя изжила. Ее стоит или закрыть, или, по крайней мере, переизбрать. Это мое мнение, как члена Союза архитекторов. А, кстати, в комиссии нет ни одного монументалиста.[/i]