Колымский котел

Развлечения

Над сценарием к фильму работал именитый драматург Юрий Арабов (сериалы «Доктор Живаго», «Дело о «Мертвых душах»).Режиссер сериала Николай Досталь, снявший «Штрафбат», который с успехом прошел на ТВ, принципиально не брал на главные роли примелькавшиеся лица. Молодого писателя Шаламова играет пока еще малоизвестный актер Владимир Капустин.Корреспондент «ВМ» встретилась с ним и поговорила о том, как проходили съемки фильма.– Владимир, это ваша первая главная роль?[/b]– Да, это моя первая большая роль. И мне очень приятно, что Николай Николаевич () выбрал меня. Кастинга как такового не было. Он подбирал актеров по типажу, учитывал внешнее сходство между нами. Я играю молодого Шаламова, а Шаламова в старости играет Игорь Класс.– Я играю Шаламова в студенческие годы, когда он приехал в Москву. Он состоял в литературных кружках, связался с троцкистской организацией МГУ. В 29-м году его арестовали за распространение «Завещания Ленина», происхождение которого приписано троцкистам. В нем Ленин якобы предостерегал от прихода Сталина к власти.Три года Шаламов провел в Вишерском лагере на Северном Урале. Вишер был не концентрационным лагерем, он мог там работать, даже деньги зарабатывал. В Вишере Шаламов познакомился с Галей Коваль – оперной певицей, которая приехала туда с концертом.Она сказала, будете в Москве, заходите в гости. Он вернулся в Москву, разыскал ее через справочное бюро и пришел к ней. Они стали встречаться, хотя у нее был муж-энкавэдэшник. А вот вторая ссылка на Колыму – это уже было испытание. В лагере были созданы все условия для уничтожения человека. При этом он никогда не приспосабливался к жизни, не привязывался к блатным, не искал легких путей. Он всегда был доходягой.– Одно его имя – этого уже достаточно. Сыграть писателя, на долю которого выпало столько испытаний, – такую роль многие актеры ждут всю жизнь.– О своих планах снять фильм о Шаламове Николай Николаевич мне рассказал за год до начала съемок. Тогда я не знал, что буду играть главного героя, но был рад уже тому, что Досталь берет меня в этот проект. Времени для подготовки у меня было достаточно. Я прочитал книги Шаламова, изучил биографию.– Николай Досталь серьезно относится к съемочному процессу. Как он вел себя на съемочной площадке?[/b]– Николай Николаевич – очень мощная личность. Он все умеет сам – настолько он мобилен и полон сил в своем возрасте. Его энергии хватает на всех. И в то же время он довольно жесткий в плане дисциплины. Для него работа – прежде всего. В том, что касается игры, тут никакого тоталитаризма нет. Он обговаривал с актерами детали предстоящей сцены, прислушивался к их мнению. Бывало, что мы в книжку заглядывали. У меня с ним разногласий не было.– Мы встретились впервые. Я даже не удержался и сказал: «Вы знаете, Ирина, вы на мою тещу похожи!» А потом осекся. Правильнее было сказать, что это моя теща похожа на нее… Ирина Вадимовна – очень обаятельная женщина. Она излучает внутреннее душевное спокойствие и силу.– Мы снимали очень подробно – по две сцены в день. Если бы спешили, как обычно сейчас бывает, то, возможно, были бы какие-то трудности. При таким аккуратном и основательном подходе, как у Николая Николаевича, все сцены давались легко. Мы были полностью погружены в работу. Были небольшие перерывы, но чтобы сыграл и забыл – такого не было. Да и на съемках мы настолько выматывались, что вечером сразу засыпали.– Колыму мы снимали под Кировском – это маленький городок рядом с Мурманском. Для съемок был построен специальный лагерь, с бараками, столовой, производственным корпусом. Вы знаете, впечатлил даже не какой-то конкретный эпизод, а атмосфера этого места. Колючая проволока, вышка, трескучий мороз…Как-то мы снимали сцену в бараках, я ждал, пока установят свет, и подумал: смог бы я жить в таких условиях? Вряд ли я выдержал бы здесь даже неделю, и это при том, что мы, актеры, могли согреться, если замерзнем, нас кормили, мы спали в комфортных условиях. А мой герой, кроме физических лишений – голодом, холодом, – прошел унижение человеческое, моральное. Это самое страшное.– Вы нашли в себе что-то общее с вашим героем?[/b]– Я не могу судить о себе. Возможно, мне тоже в той или иной степени свойствен максимализм. И в моем деле тоже. Мне важна чистота профессии. Я люблю театр.– Я впервые играю драматическую роль. В театре я более легковесный персонаж, играю комедийные роли. И, возможно, амплуа мне помогло в работе над образом Шаламова. Мы общались с Николаем Николаевичем, когда он уже целиком собрал картину, – он сделал мне комплимент, сказал, что Шаламов получился живой, не мрачный.– Похожим ни на кого не хотел бы быть. Я сам по себе, какой есть. Мне нравится как личность и как актер Константин Хабенский. Я с ним снимался в сериале «Бухта Филиппа». Играл нехорошего милиционера, который постоянно донимал героя Хабенского.– Мне пока больше западное кино нравится. Если говорить о нашем кино, я рад, что стали выходить жанровые, кассовые фильмы: «Параграф-78», «Волкодав», «Слуга Государев».– Вы сказали, что были потрясены условиями, в которых жил ваш герой. А в жизни вы избалованы бытом?[/b]– Я в Москве тринадцатый год. До этого жил в Иркутске, а детство и юность прошли в маленьком провинциальном городке Ангарске. Мама у меня учительница, папа рано ушел из жизни. Не могу сказать, что мы жили в достатке.Когда учился во ВГИКе, вся наша компания перебивалась с хлеба на воду. Жили прямо в институте, поскольку общежития не было. Ночевали в спальных мешках. Ели луковый суп и картошку. Но при этом было здорово. Компания была веселая. Один Сашка Бухаров () чего стоит.– Мы с ним вдвоем через все трудности прошли. Учились еще Иркутске, потом в Москве. В один театр пошли служить. Поначалу было трудно, потому что денег не было и заработать было негде. Но мы были счастливы. Я помню, у Сашки мама соберет на огороде огурчики, помидоры, баклажаны, отправит ему в Москву. Так и питались.– А вы говорите, избалованы! Буквально на днях с ним виделись. Стали вспоминать наши студенческие годы и поняли, что чего-то мы все-таки в жизни добились.– Она из смежной профессии. Работает кастинг-директором. У нас растет сын, в августе ему будет четыре.

amp-next-page separator