Идет бычок, качается

Общество

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка: мишка, с которым спал в обнимку, кукла, которая до сих пор пылится в кладовке, и рука не поднимается ее выбросить. Сейчас в магазинах игрушек море, но все ли они полезны нашим детям? Дело тут не только в химическом составе материалов, из которых они сделаны, – об этом вреде многие наслышаны. Но ведь есть и другая сторона дела…Наш собеседник – .– Вы считаете, что игрушки всерьез влияют на детскую психику?[/b]– Игра – это главная развивающая деятельность детей. А современные игрушки очень плохо приспособлены для нее, и это очевидно. Уровень игры падает.В наше время дети реже играют, сами игры стали короче и примитивнее. В результате у нынешних дошколят не развиваются психические функции, необходимые для их возраста, такие как самостоятельность, воображение, самосознание, общение – все это блокируется современными игрушками... Современные игрушки превращают детей в некоторую приставку к себе, и это очень серьезно. Вырастают люди, которые жаждут развлечений и удовольствий. Прибавьте к этому отсутствие воображения, отсутствие самостоятельности – то, что приходит именно с игрой – и получится довольно грустная картина.– Безусловно. Для рынка это очень даже хорошо, а для человека, для человечка маленького – плохо. Это ведь противоположные вещи – игрушка как товар и как средство развития. Для товарного рейтинга нужны одни качества и совсем другие – для того, чтобы развивать ребенка.Рейтинговые игрушки, как правило, занимательны, интеллектуальны, но не духовны. Например, современные куклы продаются со всевозможными аксессуарами: одежда, косметика, машины, собачки, попонки для собачки и т. д.– Игрушка – это вещь достаточно традиционная. Нужны обыкновенные куклы, мячики, кубики, без технических начинок и навязывания каких-нибудь действий. Довольно многие из привозимых нам на экспертизу игрушек получают одобрение и соответствующую маркировку на упаковке – красную деревянную лошадку. Одни из первых, кто успешно прошел экспертизу: деревянный кукольный домик с многочисленными обитателями, посудой, мебелью, а также знакомый не одному поколению деревянный бычок. Эта деревянная игрушка вызывает сострадание в детских сердцах, желание помочь семенящему на край доски бычку.– Тут сложно говорить «вообще» – не видя и не зная этих детей. Но очень важное качество игрушки – ее нейтральность. Ребенок может вложить в нее все свои замыслы, фантазии. И такие блеклые, на взгляд взрослого, игрушки на самом деле, возможно, более открыты для самовыражения ребенка? А то, что взрослому кажется красивым и ярким, у ребенка может вызывать отторжение…– Нужны. Как ни парадоксально, может быть, звучит. Но ребенок должен понимать, что это именно плохой герой и он несет негативные характеристики. А у многих современных игрушек грань между добром и злом стерта. Всевозможные монстры воспринимаются детьми как нормальные представители нашей жизни, становятся реальностью.– Мы сейчас много говорим о развитии патриотизма, любви к родному, национальному. В исконной российской игрушке очень много таких традиций. Я говорю о дымковской, гжельской, павлово-посадской игрушке. Эти промыслы, к сожалению, умирают, а ведь именно эти игрушки и несут огромный заряд любви к родному. Если мы хотим воспитывать в наших детях патриотизм, то органичнее и естественнее всего это можно сделать с помощью игрушки. Когда ребенок маленький, он привыкает к определенным национальным архетипам, который они несут. Лишая этого, мы не можем рассчитывать на то, что, став взрослым, человек будет любить и выбирать родное, русское.– Трудно сказать о конкретном ребенке заочно, но, в принципе, игра в куклы очень важна для девочки – кукла подготавливает ее к женской роли. Если девочка сможет фарфоровую игрушку превратить для себя в дочку или предмет заботы, то это как-то может компенсировать отсутствие интереса к куклам. И в то же время, если у ребенка во время игры с куклами не происходит вживания в роль, а просто идут манипуляции, такие как одевание, раздевание, то это превращение куклы в средство самоутверждения, потребления и т. п.– В этом как раз ничего страшного. Мальчик – это не только физическая сила, война и механизмы. Мужская роль гораздо шире: это и созидание, ответственность за семью и хозяйство, роль отца, брата, сына – это все мужские роли. Вообще по поводу игрушек можно обратиться в наш центр, мы отвечаем на письменные вопросы, при необходимости можно прийти с какой-то конкретной игрушкой посоветоваться.– В разные игры люди играют всю жизнь. Время ролевых игр с куклами и другими игрушками – до 7–8 лет. Но проблема в том, что дети, которые не получили достаточного количества игр и соответствующих возрасту игрушек вовремя, продолжают играть и до 10–12 лет. И сейчас это случается довольно часто, когда дети носят куклы в школу, и вместо того чтобы учить уроки или играть во взрослые игры, они начинают разворачивать кукольные хозяйства…– Мы проводим экспертизу и компьютерных игр. На наш взгляд, нужно, чтобы игра выполняла ту роль, которую не может выполнить обычная игрушка. Например, вполне приемлемы компьютерные игры для развития творчества, позволяющие создать более совершенную композицию на экране, чем можно сделать с помощью реальных предметов. Но с компьютерными играми есть одна сложность: как правило, эти игры импортные и в них трудно что-нибудь изменить.

amp-next-page separator