Место проживания – памятник
Когда закончилась Великая Отечественная война, советское руководство приняло решение использовать немецких военнопленных в народном хозяйстве. Пленные являлись довольно дешевой рабочей силой. К тому же советская власть считала важным, что восстанавливать дома из руин будут те, кто сам их и разрушил.Так в разных городах страны поднимались здания, построенные военнопленными, которые и сами на долгие годы стали частью советского быта. Бывшие немецкие солдаты построили Уралмашзавод и жилые здания вокруг него, здание Государственного архива кинофотодокументов (по проекту немецкого военнопленного архитектора П. Шпигеля) в Красногорске. А в Москве появилась «советская немецкая слобода», прозванная так местными жителями. Это целый квартал малоэтажных жилых зданий, построенный немецкими военнопленными по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Михаила Куповского.Сам комплекс в стиле послевоенного сталинского неоклассицизма предназначался для проживания вернувшихся с фронта офицеров. До сих пор в этих домах живут ветераны войны и их потомки.Конечно, территория, которую занимает Немецкая слобода, да еще в условиях жесткого дефицита площадей под застройку в городе – лакомый кусок для любого инвестора. Но жители во главе с председателем инициативной группы Еленой Бредняковой мужественно держали оборону последние семь лет – совсем как их отцы и деды в годы войны. В результате застройка была внесена в отчет «Московское архитектурное наследие: точка невозврата», подготовленный MAPS и SAVE Europe’s Heritage как объект, находящийся под угрозой исчезновения. Впрочем, такая формулировка была не вполне обоснованна – к тому времени Москомнаследия уже решал вопрос о необходимости постановки под охрану этой уникальной ансамблевой малоэтажной застройки в стиле сталинского послевоенного неоклассицизма, аналогов которой в Москве практически не осталось.Особенность этих домов еще и в том, что с тех времен, благополучно пережив все волны московских перестроек, этот квартал сохранился неизмененным, включая даже и малые формы – фонтаны и полуциркульные арки между домами.Точку зрения Москомнаследия и жителей разделил Юрий Лужков, и во многом благодаря его твердой позиции на свет появилось распоряжение правительства, которое и стало «охранной грамотой» комплекса, официально признав его памятником истории и культуры регионального значения.[i]Признание ансамбля «Жилые дома на Октябрьском поле, конец 40-х гг., арх. Д. Н. Чечулин, М.Г. Куповский» – так официально называется комплекс – объектом культуры регионального значения накладывает на жителей особые обязательства. Как сообщили «ВМ» в Москомнаследии, жители обязаны будут подписать так называемые охранные обязательства. Они не смогут теперь перепланировать свои жилища, вмешиваться в пространственно-объемные характеристики зданий и даже установку кондиционеров обязаны будут согласовывать с Москомнаследием.С другой стороны, памятники культуры содержит город, поэтому ремонт стен и крыш жилого комплекса будет осуществлять он же. Что означает качественный и своевременный ремонт этих домов.[/i]