Хранительница «Оскара»

Общество

Народная артистка России Ирина Константиновна Скобцева, снявшаяся в 60 с лишним знаковых российских картинах, конечно же, сегодня далека от соображений гламура и крутизны. И все же она решила пренебречь в свой круглый юбилей дорогими ресторанами и прочими пафосными местами. Чтобы просто побыть в кругу близких. Чтобы вспоминать…Да, главная красавица нашего кино родом из российской глубинки. Из совсем неактерской семьи: мама была архивариусом, отец – ученым-метеорологом. «Погода в доме» в основном и определялась этими серьезными занятиями: окончив школу, будущая звезда по примеру родителей решила стать научным сотрудником – поступила на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. Там и раскрылся ее актерский талант: Ирина стала звездой студенческой художественной самодеятельности, а после окончания института стала студенткой школы-студии МХАТ.Ее дебют в кино состоялся в 1955 году в роли Дездемоны в фильме Сергея Юткевича «Отелло». Фильм собрал целый букет престижных наград: премии Каннского кинофестиваля, ряда дипломов и призов на других престижных международных кинофорумах. А сама молодая кинодебютантка первой среди российских актрис удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».Впрочем, этот фильм стал для нее особым, знаковым и в личной жизни: на съемках картины, в которой Сергей Бондарчук, разумеется, сыграл знойного Отелло, и разгорелся их роман с юной Скобцевой. Он был женат. Разводы тогда не приветствовались. Но через четыре года – в 1959-м – они все же поженились (и с этого момента в жизни Бондарчука начался новый период, в котором он уже был не только актером и сценаристом, но и режиссером). Неслучайное совпадение: неженатых или «сомнительных» с этой точки зрения тогда в «большие режиссеры» пускали редко…Впрочем, познакомились Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук не на съемочной площадке «Отелло», а гораздо раньше.Тогда Ирина была еще студенткой Школы студии МХАТ и согласилась позировать для портрета известному художнику Василию Ефанову. Вскоре открылась его выставка, на которую пришел и Бондарчук. Войдя в зал, Ирина увидела, что он стоит перед ее портретом… Бондарчук обернулся как раз в тот момент, когда появилась Скобцева, и немедленно подошел к ней...Как известно, супруги много работали вместе: «Война и мир», «Ватерлоо», «Красные колокола», «Тихий дон» – вот неполный список их совместных картин. По признанию Скобцевой, на одной площадке с мужем ей было очень нелегко. «То, что я его жена, накладывало свой отпечаток, он меньше, чем другим, уделял мне внимание на съемочной площадке. Например, когда снимали меня крупным планом, он обычно говорил: «Я пойду покурю, а вы тут какнибудь сами разберитесь», – вспоминает актриса.Федор Бондарчук, ее любимый сын, не смог присутствовать на юбилейном домашнем обеде у мамы – он сейчас на съемках. С ним маме пришлось нелегко – ведь на съемках Сергей Бондарчук пропадал постоянно! И актрисе часто приходилось заменять ребенку и мать, и отца. Федя, увы, плохо учился в школе.– Очень плохо, – самокритично уточняет Федор. – То есть… вообще не учился. Маму все время вызывали, у меня было огромное количество репетиторов. Зато потом блистательно учился в институте!А однажды мама нашла в кармане его куртки пачку «Мальборо» (а отец тоже курил эти сигареты). Но откуда они у Федора?!– Я говорю: «На стройке нашел», – вспоминает Бондарчук-мл.. – А это был 80-й год! Тогда верхом благополучия была «Ява» дукатская, а «Мальборо» и в помине не было, его стали продавать только на Олимпиаду – и то по полтора рубля (сумасшедшие по тем временам деньги). Но лучшего ответа я не придумал. «Хорошо же живут наши строители», – сказала мама.Зато вместе с мамой они до сих пор являются хранителями одной важной семейной тайны – настоящего «Оскара»! – Мой отец первым в стране получил «Оскара», – говорит Федор.– При этом в России у него были все мыслимые и немыслимые награды. А «Оскар» – это был приз буржуазный, какой-то «не наш». Никто не понимал степени его значимости в Америке. У нас писали, что отец получил его чуть ли не за… пиротехнические эффекты! Хотя известно, что иностранцам дают только один приз – в номинации «Лучший иностранный фильм года».– Эта история так обросла легендами, что понять, где правда, где вымысел, невозможно, – замечает Бондарчук-мл. – Но я знаю точно, что отец «Оскар» не сдал. Настоящий хранится у нас в семье! А на «Мосфильме» стоит подделка.Знают ли об этом на «Мосфильме»? Сейчас, наверное, знают…

amp-next-page separator