Учительница музыки
На Первом канале только что стартовала «Фабрика звезд-7», которая, как казалось, навсегда канула в Лету: конвейерный метод производства звезд многим представлялся, скажем так, легковесным.В канун пуска новой «Фабрики» «Вечерка» побеседовала с Линой Арифулиной, известным продюсером и режиссером предыдущих «фабрик», которая поделилась с нами закулисными фабричными перипетиями и секретами производства звезд. Кстати, сама Лина слово «звезда» не выносит категорически: «Я предпочитаю говорить «божья искра».– Во-первых, я не считаю, что именно мое слово определяет, станет ли человек известным и востребованным артистом или нет. Я столько раз слышала в своей жизни слово «нет», и это меня не остановило. Кроме того, я очень внимательно отношусь к ребятам, которые приходят на прослушивание. Бывает так, что человек нам не подходит, нет у него музыкальных способностей, но он талантлив в другой области, тогда я обязательно посоветую ему, куда можно обратиться. Если же человек совсем никак себя не проявил, на лбу написано – не сможет он стать артистом, я тактично советую ему заняться чемто другим.Однажды во время кастинга зашла очень красивая девушка, интересная, яркая… на костылях. Мы поставили ее в один ряд с другими участниками. И попросили всех петь. Смотрю она со всеми поет. Потом попросили станцевать. Смотрю: она на костылях танцует. После чего подошла ко мне и спросила, есть ли у нее шанс. Я ей честно сказала, что данные хорошие, но жить в доме, где должны жить все финалисты «Фабрики», ей будет очень сложно. Она даже не расстроилась, поблагодарила за поддержку. Наверное, ей было важно не пройти в финал, а доказать что-то себе. Я навсегда ее запомнила.– Сразу видно – как Мальвину среди чебурашек. Я не люблю иностранное слово «харизма», предпочитаю – божья искра. Так вот, настоящий артист должен обладать этим качеством. Божья искра это то, что либо есть, либо нет. Ее не воспитаешь, не сформируешь. Большая редкость! Но, конечно, очень важно продумать костюм, правильно подобрать песню. Сейчас многие девочки лет семнадцати в розовых платьицах приходят на кастинг и исполняют какую-нибудь драматическую песню из репертуара Пугачевой. Это выглядит очень смешно, а я про себя думаю: «Откуда весь этот пафос, девочка? Ты же еще не любила».– Вы привлекали к воспитанию фабрикантов известных певцов. Мастодонты не опасались, что взращивают будущих конкурентов?[/b]– По-разному было. Помню историю с Юрием Антоновым и Колей Бурлаком, которая заставила меня изрядно поволноваться. Представьте: известный мэтр согласился исполнить песню с участником «фабрики» Колей Бурлаком. И вот за кулисами Коля, лопушок, подходит к Юрию Антонову и говорит: «Это вы со мной петь будете?» Вы со мной! Я мигом встаю между ними и начинаю тараторить что-то о том, что молодые артисты какие-то пошли, не умеют должным образом высказать уважение к старшим товарищам. Антонов степенно удаляется, и я чудом выталкиваю его на сцену. Все выступление он шарахался от Коли, который сам не свой бегал за ним по сцене. Номер, на мой взгляд, выглядел довольно странно, но зрителям понравился.– Сначала, когда Стас попал на «Фабрику», он был тот еще персонаж. Ленивый, нескладный, но сколько амбиций! Трудиться не хочет, думает, у него с такой наследственностью и так все отлично. В отношениях с ребятами тоже особым изяществом не отличался. А потом научился признавать свою неправоту. А это, мне кажется, значит не меньше, чем его успехи на сцене.– Лучше, конечно, ничем не жертвовать. Важно сделать правильный выбор. Если женщина между сценой и семьей выбирает семью, то не надо потом с тоской смотреть очередные старые песни о главном, а затем, заламывая руки, петь в караоке. Решение принято. Точка.– Вы работали со многими знаменитостями. Кто произвел на вас самое сильное впечатление?[/b]– Алла Пугачева. Она мне показала, как может максимально работать артистка. К тому же она может раскрыть что-то новое в вещах вроде бы привычных. Например, однажды я снимала концерт Пугачевой и монтировала его. Она приехала на монтаж и предложила сделать одну из песен на крупном плане. Я возразила, что так не принято – тогда так никто не делал. Но я решила рискнуть и получилось превосходно. Я запомнила слова Аллы Борисовны о том, что не нужно бояться экспериментировать. Плюс ко всему у нее потрясающая интуиция.– Все артисты прекрасно знают, что с Арифулиной капризничать не стоит. Был такой случай: приехал на съемки Андрей Губин и начал ворчать: «Мне не нравится, мне все тут не нравится». Я ему сказала: «Аргументируй, что именно не нравится и почему». И он немедленно затих. У меня деловой подход к работе, я готова идти на компромисс, если слышу логичное и внятное объяснение, что именно артиста не устраивает.Но иногда, в особенно трудных случаях, для того, чтобы наладить контакт артистом, приходится проявлять чудеса изобретательности. Однажды и снимала фильм к юбилею группы «Браво». Я вместе с ними отправилась на гастроли, объездила полстраны. Но для завершения фильма мне не хватало интервью с Жанной Агузаровой.Она категорически отказывалась со мной разговаривать. В ответ на все мои просьбы отстреливалась от меня фотоаппаратом. Именно так: доставала камеру и щелкалa мое вопрошающее лицо. В конце концов я разозлилась не на шутку и однажды, когда Жанна в ответ на очередную просьбу дать мне интервью начала говорить со мной по-английски, я ответила ей по-татарски (я татарка по национальности).Она от такого поворота событий несколько обомлела и поинтересовалась: «Это что за язык? Я его не понимаю». Тогда я предложила: «Может, на русский перейдем?». «Ладно, но только у меня пять минут». «Я родилась не для влагалища, а для вокала»,– это первое, что она мне сказала, вогнав в ступор съемочную группу. Я ей в ответ: «Хорошо, а теперь давай поговорим о музыке». Она: «Не могу, меня ждет космический корабль. Пора улетать». Я тоже не растерялась: «Меня, представь, тоже. Космический корабль и меня ожидает в стратосфере». Тогда она, уточнив траекторию моего космического путешествия, стала рассказывать совершенно нормальные вещи: о музыке, об Америке, о своем настроении. Периодически она вспоминала о космическом корабле, но, удостоверившись, что я на полном серьезе готова поддержать эту тему, вновь спускалась на землю.– Нет. Просто артистка. В образе. С талантливыми людьми нужно говорить на их языке. Подняться до их уровня. Еще более экстремальная ситуация у меня была с Валерием Леонтьевым. Однажды мы с ним гуляли по набережной во время его гастролей. Он – в шикарном костюме, а я в красивом платье. И вдруг он говорит: «Давай вниз прыгнем!» А набережная была на скале, высоко над водой. Внизу камни. Безумие! И мы беремся за руки и прыгаем. А я даже плавать тогда не умела.– А это правда, что тому факту, что Борис Моисеев запел, публика обязана именно вам?[/b]– Я заметила, что Борис во время своих танцевальных номеров много говорит – очень четко, растягивая слова. «Ваш крошка Борис Моисеев» – чем не рэп? И я сказала ему: «Может, попробуем петь?». Он сначала отказывался, а потом все же согласился. Не раз потом благодарил меня. Не секрет: век танцовщика недолог. А меня его судьба волновала. Борис, в общем, человек очень хороший, добрый, открытый.– И он может себе это позволить. Я не знаю больше певца, который может снять штаны и выйти к зрителям: «Да, я такой, принимайте таким, какой есть». И у зрителей это вызывает восторг. Он очень спонтанный и яркий человек, по-настоящему увлеченный своим делом.Однажды во время съемок фильма, когда все уже было почти закончено, Борис начинает с горящими глазами говорить, что придумал еще один танец, – его нужно обязательно снять и включить в фильм. А время, между прочим, четыре утра, мы все устали. Я его начинаю отговаривать, тогда он кричит: «Я повешусь!» И бежит на улицу к ближайшей ели. Пришлось взяться за работу.– Моя дочь.– Отговаривать не буду. Меня в свое время пытались отговорить, но безуспешно. Помогу, конечно. Пока еще об этом рано говорить. Ей всего семь лет и сейчас она мечтает стать самым главным человеком на заводе часов.– Лина, вы долго и кропотливо трудитесь, выковывая звезд. А все лавры, аплодисменты и обожание поклонников достаются вашим подопечным. Не обидно?[/b]– Каждому свое. У меня нет желания, чтобы за мной ходили толпы поклонников. Я востребована как профессионал, я – тренер, старшая сестра, даже мама артистов. И эта роль мне нравится.– О чем речь? Я для них тетенька-стерва. В лучшем случае учительница. А они для меня не объект романтического интереса, а подростки, которым я должна помочь, объяснить.– По-разному. Нередко после того, как артистка становится популярной, муж ставит ей условие – или семья, или карьера. Приходится выбирать. Но бывают в шоу-бизнесе очень счастливые союзы. Сильный, уверенный в себе и мудрый человек способен понять особенности жизни известной артистки. Понять и помочь. Любовь и обретение тыла превосходно сказывается на творчестве певиц. Нередко после удачного замужества артистки расцветали. Так произошло и с Валерией, и с Лолитой.– Эти времена проходят. Да, был период, когда на экране появилось большое количество совершенно одинаковых девушек, абсолютно бездарных. Но они как появились, так и исчезли. Очевидно, деньги не помогли им добиться любви и признания публики. Потому что настоящее признание приходит к талантливым людям, личностям.– И с этим надо что-то делать. Я, например, работаю изо всех сил, чтобы изменить ситуацию.– (.) Я много работаю над собой.– В моей машине тишина.