Люди! Мама! Солнышко!
По тропинке на Воробьевых горах семенят 15 детей. Зеленые рюкзаки, зеленые кепки, улыбки до ушей и вечно выставленный кудато указательный палец. «Оой, люди!», «О-ой, вода!», «Тыр-тыр, кораблик!», «Солнышко!», «Смотрите, мне жвачку дали! Спасибо!», «В лесу надо вести себя хорошо! Хорошо – это тихо», «Воробьевы горы называются Воробьевы, потому что нам приятно тут ходить», «Белочка, я боюсь белочку!», «Я хочу обнять дуб!», «Обнять хочу!», «Мама, а когда мы будем уезжать на автобусе, мы будем махать рукой, да?», «Солнышко!»Они счастливые – у них каждая взрослая женщина – «мама», а любой мужчина – «папа». Водитель рассказывает – привез воду с печеньями, подходят по одному, берут свои кульки и бросают: «спасибо, пап», «пап, спасибо», «пока, пап». Ко мне тоже подходит мальчик, такой застенчивый, берет за руку: «Мам, как тебя зовут?» Другая девочка, напротив, большая трусиха. Она держит все время пальцы пистолетиком, направляет на окружающих и бормочет: «трщ-трщ-трщ». Я стояла в стороне, прислонившись к дереву. Чувствую, кто-то пристально смотрит. Поворачиваю голову – девочка в меня стреляет. Трщ, трщ, трщ.Они не такие уж маленькие, лет по 10. Просто особые. Дети из бутовского интерната для умственно отсталых. Мам и пап, в общем-то, у них нет. Но им кажется, что есть, много – и в этом их счастье. Проблемные дети, они с трудом ходят, с трудом учатся.Они могут овладеть практически всем, что умеем мы. Но с трудом. В интернатах ими в меру сил занимаются. Если раньше дети из детского дома, тем более инвалиды, были страшным и жалким зрелищем, то теперь нет. Теперь они в своих стильных новеньких джинсовых комбинезонах и кепках выглядят скорее как американские школьники. Ухоженные, одетые и накормленные. Но дерево, река, корабль для них – невиданные красоты.Для многих инвалидов столь простая для обычного человека задача – выехать на прогулку на природу – невыполнимая проблема. Без помощи и поддержки это сделать практически невозможно. И это действительно большое достижение, что почти каждый день с июля месяца на Воробьевых горах гуляли дети, для которых любая прогулка – большой праздник. Волонтеры фонда не только проводили экскурсии, но и играли с детьми. Учили угадывать деревья на ощупь, слушать, как муравьи топают по коре, узнавать породы растений. В конце прогулки дети рисовали себя и мир вокруг. Закрывали глаза и слушали. Все, что слышали – выводили карандашами на белых листах, в центре которых – круг с надписью «Я». Как ни странно, почти никто не нарисовал птиц и деревьев. Все послушно, как на школьном уроке, выводили буквы и знаки препинания. Буквы им уже показали. И вот мир вокруг – только начинают.[b]МНЕНИЕКогда работаешь с такими детьми, необходимо дать понять им – насколько ценна жизнь! Настраивать их на то, что не все в жизни потеряно. Нужно находить в себе силы, чтобы выйти победителем. И именно природа, общение с ней очень помогает и в нравственном, и в духовном плане. Поэтому в процесс реабилитации наших детишек необходимо подключать оздоровительные возможности природы Москвы.[/i][b]НАША СПРАВКА