А бычок качается, как встарь

Общество

Педагоги бьют тревогу: наши дети не играют. То есть, конечно, играют, но очень мало, вяло и не все. А при том, что с начала 90-х годов ребятишек постигла еще одна беда – декселерация (замедленное развитие), играть бы им лет до 10, а они уже в шесть не знают, что с игрушками делать.Да и когда же современному чаду играть? Съел утренней каши и беги на кружок – пиши, считай, потом английский, потом ушу или еще что-нибудь китайское. А музей, а театры? Ведь в школу ребенок должен идти уже подготовленный и всесторонне развитый! Так нам внушают, на это нас настраивают. Вечером на ужин и отдых у ребенка остается не более часа. В это время детская ручка уже не в силах удержать машинку или куклу, сил хватает только смотреть мультики или двигать «мышку». Так и отдыхают наши дети перед телевизором или компьютером, впиваясь заспанными глазами в экран.А что игрушки? Нет, они не стоят на месте. Но прежние кукла, машинка, солдатики производителей уже не устраивают, все толкуют о прогрессе и стараются поразить детишек чем-нибудь этаким…Детишек? Или родительские кошельки? Как бы там ни было: и появляются шагающие, разговаривающие, жующие, писающие куклы. А к ним – машины, дома, собачки, гаражи… об одежде, сумочках и украшениях можно даже не говорить. Самой взять в руки иголку с ниткой и сшить для новой куклы новое платье? Вооружиться молотком и гвоздями и построить игрушечный, но «как настоящий», гараж для машинки? Зачем, если все же можно купить?!Руководитель Центра игры и игрушек Елена Олеговна Смирнова считает, что современные игрушки очень плохо приспособлены для игры. Вот такой парадокс!– Уровень игры падает. В наше время дети реже играют, сами игры стали короче и примитивнее, – поясняет свою мысль Елена Олеговна. – Наиболее популярные технически оснащенные игрушки все делают сами: двигаются, стреляют, говорят, кушают, писают и т. д. Или же они диктуют ребенку правила игры: одень, раздень, накорми – ребенку надо лишь следовать инструкции. В результате у нынешних дошколят не развиваются психические функции, необходимые для их возраста, такие как самостоятельность, воображение, самосознание, общение, – все это блокируется современными игрушками…Итог: эти игрушки превращают детей в некоторую приставку к самим себе. А это очень серьезно.Честно говоря, лично я эти самые современные навороченные игрушки своим ребятам и не покупаю. Уж слишком они навязчивые, надоедливые. А к тому же дорогие. Но что же покупать? Может быть, дать выбрать самому ребенку? Захожу с сыном и дочкой в магазин, говорю: берите что хотите. Сын сразу притащил огромный самосвал: сам едет, сам отгружает, в общем, высокотехнологичный и к тому же безумно дорогой.Попытка вторая: сын несет биониклс… Тьфу, и не выговоришь! На вид – то ли робот, то ли мутант. Одна радость, что он в виде конструктора, есть возможность головой поработать. Но и это уродище совсем не дешевое.Спрашиваю Юрку: «Тебе не страшно?» «Не очень», – отвечает сын.Главный аргумент у семилетнего ребенка: «У всех в классе есть, а у меня нет!» Третья попытка была самой удачной: взял танк, наш, кондовый, – железный и дешевый. Но и здесь пришлось смириться с техническими новинками: башня с пушкой крутилась и издавала стреляющие звуки. Но танк небольшой, крепкий и, что важно для родителя, недорогой, поэтому взяли.Дочка угадала с первой попытки – уже через минуту стояла с плюшевым хорьком на руках. На этикетке хорька значилась «норка», но любви к этому животному это открытие не убавило, и мы его купили.Это была единственная игрушка буро-желтого, неброского цвета, но именно их разбирали бойче всего дети, тогда как взрослые тянулись к ярким плюшевым зверям. Так и ушли мы из магазина с обычными, совсем несовременными игрушками.Кстати, через день пушка у танка стрелять перестала, но играть с ним из-за этого сын меньше не стал.Надо сказать, что педагоги и психологи тоже выступают за традицию и против техногенных излишеств.По мнению специалистов, до 7–8 лет ребенок играет в ролевые игры с игрушками, и это должны быть обыкновенные куклы, мячики, кубики, без технических начинок и навязывания каких-нибудь действий.А лидер полезности, признаваемый практически всеми педагогами и психологами, – бычок. Да-да, тот самый бычок, который «идет и качается»! Ну пусть не бычок, а какой-то его аналог: грустная игрушка, по мнению ученых, вызывает сострадание в детских сердцах, желание помочь, утешить, убаюкать...Вот еще совет специалистов: не забывать о национальных игрушках. А лучше всего, мол, если ребенок сам научится их делать, например, лепить из глины дымковскую игрушку и раскрашивать ее. Так малыш не только узнает национальные традиции, но и сможет дать свободу фантазии….И родителям от этого одна польза. Накупил глины, потратил час: рассказал, показал, через полчаса понимаешь, что и самому интересно стало. А потом час тишины в доме, только сопение и лишь иногда: «Красивый заяц (песик, царевна, конь) у меня получился»? Это, конечно же, лучше диких криков внезапно въезжающих на кухню роботов, или бесконечно распевающих рождественские песни мишек, или бегающих под ногами и гогочущих электронным голосом гусей!…В идеале – да. Вот только где же взять столько глины, а самое главное – времени?! Чтобы слепить с ребенком хоть одну дымковскую игрушку?

amp-next-page separator