Жестокость, становящаяся привычкой

Развлечения

Первый столичный показ картины произвел форменный фурор на недавнем фестивале «Московская премьера». Такая реакция позволяет предположить, что начинающийся вскорости широкий прокат этой неоднозначной ленты найдет своего заинтересованного зрителя в разных слоях общества – и возрастных, и имущественных, и так сказать, ментальных.Фильм «Жестокость» стартует, в принципе, банально, но с этаким черным юморком. Главное противоречие нашего (как, наверное, и всякого ) времени – между богатыми и бедными – в современном городе, где происходит действие картины, материализуется буквально. На одной улице, что называется, лоб в лоб стоят два здания – ободранная девятиэтажка и современный престижный дом примерно такой же высоты – с охраной, консьержкой, шикарным подъездом, огромными квартирами, широченными балконами-мансардами и прочими «позументами» сладкой, обеспеченной жизни.В задрипанной девятиэтажке живет маленький монстр-тинейджер, половую принадлежность которого с первого взгляда установить довольно трудно – за широкими штанами, кроссовками и бесформенной курткой. При ближайшем рассмотрении тинейджер оказывается юной девушкой Викой – недавней выпускницей школы.Девушка вроде собирается в вуз, нигде не работает и постоянно тянет деньги у мамыодиночки, сгибающейся под грузом бытовых проблем – ведь ей еще растить и Вику, и ее младшую сестренку-школьницу.Вика пробует любовь – вкус «светлого и прекрасного» ей не очень нравится, поскольку парень оказывается женатиком. Но в результате разрыва с бой-френдом ей достается чудо современной техники – навороченная фотокамера.С нее и начинается все самое главное :устроившись на бордюре крыши (где у нее оборудован этакий ободранный «замок из слоновой кости»), Вика с помощью трансфокатора своей чудо-камеры «приближает» реальность, которая творится в доме напротив. А реальность-то самая занимательная: вот очаровательная экзальтированная дамочка в вечернем декольте с любовью, свечами и тонким винцом встречает лысого и толстого любовника.А вот тот же мужчина – за завтраком в собственной квартире, с любимой женой и маленькой дочкой – на другом этаже дома напротив. Да тут просто кладезь возможностей взять, наконец, «от жизни все», решает Вика – и отправляет мужчине на домашний адрес фото его любовных утех. Разумеется, с требованиями о вознаграждении в 10 тысяч долларов – о большем на тот момент девушка не мечтает.Но все заканчивается печально: громилы из офиса мужчины вычисляют Вику и жестоко избивают ее. Разбивают камеру – но не совсем. И камера становится грозным оружием: униженная и оскорбленная Вика решает любым путем взять-таки все «от этой подлой жизни». Она размазывает мужчину по стенке во всех смыслах: тот лишается и работы, и денег, и машины – вообще всего! Лишить его семьи Вике решительно мешает Зоя (в замечательном исполнении Ренаты Литвиновой) – та самая обманутая любовница, которая становится сообщницей девушки-монстра во всех ее деяниях.Но и Зоя «благодаря» Вике оказывается в конце у разбитого корыта: девушка нещадно подставляет ее – завладевает ключами от ее шикарной квартиры и банально «разводит на бабки». Все! Зоя – в тюрьме, надолго, по обвинению в крупном «хищении». А Вика – на свободе, с рюкзаком, доверху набитым долларами (там – уже несколько сотен тысяч «зеленых», зарплата «двух этажей» банка, где занимала престижную должность обманутая ею наивная Зоя). Куда идет Вика с этим мешком денег? Понятно, в Зоину квартиру – переодеваться там «во все гламурное» и… Финальный проход обновленной юной героини – в шикарном вечернем платье, на «шпильках», в богатой косметике и прочих атрибутах гламурности – достоин знаменитой феллиниевской «ярмарки художественного тщеславия». Только вместо эйфории классика, любовавшегося триумфальным проходом любимых персонажей, здесь – просто бездна весьма тревожных и очень конкретных вопросов. Куда теперь направляется Вика? Кого еще она готова безжалостно и цинично размазать по стенке? И – ох, как же не хочется каждому из зрителей оказаться этим адресатом или просто очутиться на пути юного монстра! В фильме «Жестокость» вечные вопросы подняты с большой художественной достоверностью – и с той же высокохудожественной беспомощностью перед необъяснимостью некоторых реалий. Откуда на самом деле взялась среди нас циничная, безжалостная, лишенная всех и всяческих чувств юная Вика? Что будет с ней дальше? И… так ли она, в принципе, неправа – в своем стремлении к «счастью обладания», которого, по определению, достоин каждый человек?! К чести создателей картины – они (так по-лунгински!) оставляют эти жгучие вопросы совершенно без ответов. Их отношение к происходящему на экране выражено лишь в названии картины – «Жестокость», но нигде на протяжении фильма эта оценка не «припечатана» к поступкам персонажей, что делает это кино только более острым, взывая к социальной ответственности за происходящее.Впрочем, в одной оценочной категории эта картина все же ставит хотя бы некоторые жирные точки над «i». Это – сложность и, по всей вероятности, тупиковость однополой любви, ставшей сегодня «притчей во языцех». Фильм (несколько коварно отсылая зрителя к некоторым реальным перипетиям из жизни его создателей) декларирует их же устами вполне определенно: в нетрадиционной любви не найти спасения от проблем и несуразностей мира, скорее, наоборот – с ее «помощью» еще глубже погружаешься в их бездну…Вот за это картине «Жестокость» – отдельное «спасибо». Уже с точки зрения вполне конкретной общественной нравственности.

amp-next-page separator