Жестокость, становящаяся привычкой
Первый столичный показ картины произвел форменный фурор на недавнем фестивале «Московская премьера». Такая реакция позволяет предположить, что начинающийся вскорости широкий прокат этой неоднозначной ленты найдет своего заинтересованного зрителя в разных слоях общества – и возрастных, и имущественных, и так сказать, ментальных.Фильм «Жестокость» стартует, в принципе, банально, но с этаким черным юморком. Главное противоречие нашего (как, наверное, и всякого ) времени – между богатыми и бедными – в современном городе, где происходит действие картины, материализуется буквально. На одной улице, что называется, лоб в лоб стоят два здания – ободранная девятиэтажка и современный престижный дом примерно такой же высоты – с охраной, консьержкой, шикарным подъездом, огромными квартирами, широченными балконами-мансардами и прочими «позументами» сладкой, обеспеченной жизни.В задрипанной девятиэтажке живет маленький монстр-тинейджер, половую принадлежность которого с первого взгляда установить довольно трудно – за широкими штанами, кроссовками и бесформенной курткой. При ближайшем рассмотрении тинейджер оказывается юной девушкой Викой – недавней выпускницей школы.Девушка вроде собирается в вуз, нигде не работает и постоянно тянет деньги у мамыодиночки, сгибающейся под грузом бытовых проблем – ведь ей еще растить и Вику, и ее младшую сестренку-школьницу.Вика пробует любовь – вкус «светлого и прекрасного» ей не очень нравится, поскольку парень оказывается женатиком. Но в результате разрыва с бой-френдом ей достается чудо современной техники – навороченная фотокамера.С нее и начинается все самое главное :устроившись на бордюре крыши (где у нее оборудован этакий ободранный «замок из слоновой кости»), Вика с помощью трансфокатора своей чудо-камеры «приближает» реальность, которая творится в доме напротив. А реальность-то самая занимательная: вот очаровательная экзальтированная дамочка в вечернем декольте с любовью, свечами и тонким винцом встречает лысого и толстого любовника.А вот тот же мужчина – за завтраком в собственной квартире, с любимой женой и маленькой дочкой – на другом этаже дома напротив. Да тут просто кладезь возможностей взять, наконец, «от жизни все», решает Вика – и отправляет мужчине на домашний адрес фото его любовных утех. Разумеется, с требованиями о вознаграждении в 10 тысяч долларов – о большем на тот момент девушка не мечтает.Но все заканчивается печально: громилы из офиса мужчины вычисляют Вику и жестоко избивают ее. Разбивают камеру – но не совсем. И камера становится грозным оружием: униженная и оскорбленная Вика решает любым путем взять-таки все «от этой подлой жизни». Она размазывает мужчину по стенке во всех смыслах: тот лишается и работы, и денег, и машины – вообще всего! Лишить его семьи Вике решительно мешает Зоя (в замечательном исполнении Ренаты Литвиновой) – та самая обманутая любовница, которая становится сообщницей девушки-монстра во всех ее деяниях.Но и Зоя «благодаря» Вике оказывается в конце у разбитого корыта: девушка нещадно подставляет ее – завладевает ключами от ее шикарной квартиры и банально «разводит на бабки». Все! Зоя – в тюрьме, надолго, по обвинению в крупном «хищении». А Вика – на свободе, с рюкзаком, доверху набитым долларами (там – уже несколько сотен тысяч «зеленых», зарплата «двух этажей» банка, где занимала престижную должность обманутая ею наивная Зоя). Куда идет Вика с этим мешком денег? Понятно, в Зоину квартиру – переодеваться там «во все гламурное» и… Финальный проход обновленной юной героини – в шикарном вечернем платье, на «шпильках», в богатой косметике и прочих атрибутах гламурности – достоин знаменитой феллиниевской «ярмарки художественного тщеславия». Только вместо эйфории классика, любовавшегося триумфальным проходом любимых персонажей, здесь – просто бездна весьма тревожных и очень конкретных вопросов. Куда теперь направляется Вика? Кого еще она готова безжалостно и цинично размазать по стенке? И – ох, как же не хочется каждому из зрителей оказаться этим адресатом или просто очутиться на пути юного монстра! В фильме «Жестокость» вечные вопросы подняты с большой художественной достоверностью – и с той же высокохудожественной беспомощностью перед необъяснимостью некоторых реалий. Откуда на самом деле взялась среди нас циничная, безжалостная, лишенная всех и всяческих чувств юная Вика? Что будет с ней дальше? И… так ли она, в принципе, неправа – в своем стремлении к «счастью обладания», которого, по определению, достоин каждый человек?! К чести создателей картины – они (так по-лунгински!) оставляют эти жгучие вопросы совершенно без ответов. Их отношение к происходящему на экране выражено лишь в названии картины – «Жестокость», но нигде на протяжении фильма эта оценка не «припечатана» к поступкам персонажей, что делает это кино только более острым, взывая к социальной ответственности за происходящее.Впрочем, в одной оценочной категории эта картина все же ставит хотя бы некоторые жирные точки над «i». Это – сложность и, по всей вероятности, тупиковость однополой любви, ставшей сегодня «притчей во языцех». Фильм (несколько коварно отсылая зрителя к некоторым реальным перипетиям из жизни его создателей) декларирует их же устами вполне определенно: в нетрадиционной любви не найти спасения от проблем и несуразностей мира, скорее, наоборот – с ее «помощью» еще глубже погружаешься в их бездну…Вот за это картине «Жестокость» – отдельное «спасибо». Уже с точки зрения вполне конкретной общественной нравственности.