Герои с рюмкой и сигаретой

Общество

Главным виновником такого положения дел общество давно уже назначило средства массовой информации. Недавно фонд «Здоровая Россия» проанализировал представляемые молодежи модели рискованного поведения в СМИ. Всего было изучено 20 телевизионных программ, 6 радиостанций, 5 национальных и 4 региональных печатных издания, 5 фильмов и 5 интернет-сайтов, наиболее популярных среди молодежи. Прочитав 150-страничное исследование, лично я для себя сделала вывод: надо сделать все, чтобы мои дети не читали газет, не смотрели телевизор, не слушали радио и не попали во Всемирную паутину. Надо отправить их на Марс.Оказывается, 25% эфира в полнометражных фильмах и на радио занимают сцены «пития» или обсуждения проблем за рюмкой водки. Причем «алкогольная тематика» чаще всего встречается в эфире радиостанций, позиционирующих себя как народные (например, «Русское Радио», «Радио Шансон», «Наше Радио»). На телевидении, в прессе и Интернете упоминание алкоголя составляет около 10%.В зеркале СМИ собирательный образ человека, употребляющего алкоголь, выглядит так: положительный герой, 25–35-летний мужчина, который пьет, не пьянея, в больших количествах крепкие спиртные напитки дома или в компании, и вызывает симпатию. Поэтому ученые делают вывод, что российские журналисты и режиссеры воспринимают повальное пьянство в нашей стране как данность и тем самым создают стереотип «алкоголь – норма жизни».Ученые считают, что с экранов ТВ и с фотографий в газетах с сигаретой в руке или зубах на нас глядит… опять-таки положительный герой. Чаще всего он – 23–35-летний мужчина, который курит «просто так», чтобы чем-нибудь себя занять (в 10% случаев курение сигары рассматривается как атрибут успеха, принадлежности к элите). А поскольку ни один «затянувшийся» герой не рассказывает о том, что он, например, кашляет по утрам, его одежда провоняла сигаретным дымом, изо рта плохо пахнет, и вообще рак легкого случается у каждого второго курильщика, то несмышленые подростки считают курение частью повседневной жизни.Что же касается отношения к наркотикам и их употреблению, то доли этой темы в печатных и интернет-материалах составляют по 7%, еще меньше говорится о наркомании в телевизионных передачах и сериалах (3%), в кино (1%) и радиоэфире (1%). Так что в этом случае вина СМИ за молодежную наркозависимость минимальна.Любая «клубничная» тема привлекает внимание читающей, смотрящей или слушающей публики, а значит, делает рейтинги и деньги всем без исключения СМИ. В печатных изданиях, как выяснили ученые, большое внимание уделяют визуальным изображениям героев, демонстрирующим свою сексуальность. В Интернете демонстрация сексуальности может быть основой всего сайта, там о своих сексуальных желаниях говорят открыто и даже агрессивно, активно используют шутки на темы секса. Радиодиджеи часто и охотно вместе с радиослушателями шутят на тему секса, рассказывают о сексуальных приключениях, прочитанных или испытанных на себе.В кино и на телевидении секс, особенно если речь идет о юношах и девушках, – неотъемлемый элемент приключения, один из главных побуждающих мотивов поступков, способ самоутвердиться. Зрителям, читателям и слушателям внушается, что в жизни молодых людей главную роль играет физиологическая, а не романтическая сторона отношений, что нормой можно считать сексуальные контакты между малознакомыми людьми, а половую жизнь можно начинать, не достигнув совершеннолетия.То есть публика хочет – публика это получает. Примерно так ответил один телевизионный начальник на упрек в том, что его программы пробуждают в людях низменные инстинкты. Ведь нас никто насильно не приковывает цепями к телевизору, когда идет очередное реалити-шоу «Сожри друг друга», юмористическая программа или несчастный «ДОМ-2».Никто не заставляет покупать журналы с голыми девушками на обложках. Разве не мы 20 лет назад мечтали о свободе выбора? – это, так сказать, мысли либерального журналиста.Почему в дневном телеэфире дети постоянно натыкаются на то, как дяди и тети делают «джага-джага». А как закрыть этим детям глаза, когда они видят вполне нормальных людей, курящих на улице и бросающих куда попало окурки, милых соседей, пьющих из горла пиво во дворе, и депутатов Госдумы, которые устраивают драки и говорят так, что журналистам их приходится «запикивать»? – это мысли нормальной матери.Пожалуйста, и граждане, и СМИ, не отсылайте нас на Марс!

amp-next-page separator