Смелянский на бабушку не похож
Жанр подобных выступлений, казалось бы, уже давно воплотился в программе телеканала «Культура», которая называется «Линия жизни». Но Музей Герцена гораздо раньше начал приглашать актеров, писателей, музыкантов, ведущих интеллектуалов столицы для встреч с пытливой аудиторией. То Сергей Юрский что-нибудь расскажет, то Сергей Никитин что-нибудь споет.Анатолия Смелянского эта практика все же удивила – по его словам, он уже лет пятнадцать не участвовал в похожих мероприятиях. Перед началом беседы он даже высказал нежелание «быть похожим на бабушку», занятую сплетнями, что в стенах герценовского особняка прозвучало довольно опасно – все-таки большинство любителей музейных встреч составляют, как правило, именно женщины почтенного возраста. Поводом для встречи в первую очередь послужила премия ТЭФИ. Анатолий Миронович и вживую-то рассказчик хоть куда, а в телевизионном формате его истории и вовсе захватывают как детектив. Хотя сам он утверждает, что совершенно чужд телевидению, и награды, конечно, никакой не ожидал.Вообще, если учесть «нетелевизионность» Смелянского, о которой он сам много говорил, то решение киноакадемиков, которых театровед определил «так называемыми», выглядит странно. Ведь потенциальных победителей в конкурсе на лучшую программу об искусстве на российском телевидении довольно много. На той же «Культуре» только Анна Лошак со своим «Про-артом» чего стоит.Но, видимо, жюри телепремии больше доверяет театру, чем сомнительному «контемпорари арт», поэтому за все российское искусство наградили именно театроведа. Кстати, Смелянский хоть и отмечает собственную непригодность к телевизионной работе (какое-то время назад только одни его очки с сильными линзами не позволяли выстроить в студии нормальный свет, потому что все время бликовали), однако, свои отснятые телециклы оценивает по достоинству. Например, жалеет, что его проект «Черный снег» о Михаиле Булгакове до сих пор не издан на видео.О самом Булгакове Смелянский рассказывал мало. Повествование было посвящено в основном описанию поворотов его собственной судьбы, начиная с приезда в Москву из Нижнего Новгородаи счастливой встречи с Еленой Сергеевной Булгаковой, собственно, и определившей всю его жизнь, и кончая вступлением в должность ректора знаменитой Школы-студии.Надо сказать, что живой вариант уже упомянутой программы «Линия жизни» выглядит бодрее телевизионного. Во-первых, монтажа никакого нет – рассуждения Смелянского по поводу употребления ненормативной лексики в современном театре на «Культуре» бы точно вырезали.А во-вторых, из первых уст можно услышать о всяких полусекретных проектах. Например, Смелянский рассказывал об издательстве, которое при МХАТе издает жуткие редкости, вроде писем Ольги Бокшанской, личной секретарши Немировича-Данченко и первой машинистки, печатавшей первую редакцию «Мастера и Маргариты» (та самая Торопецкая из «Театрального романа»). Письма эти, по словам Смелянского, всерьез тянут на одно из самых мощных произведений русской литературы.Правда, даже при живом общении с пытливой аудиторией обладатель ТЭФИ не сказал, где их можно купить.