В «ШЕРЕМЕТЬЕВЕ» ЛЮБЯТ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ «ДРОВА»
Встречающие в аэропорту «проводники» отвезут нелегалов на съемные квартиры. Москва для них — транзитная зона и только первый отрезок пути. Если иностранцам повезет и в столице их не «кинут», то они отправятся дальше. На поезде, грузовике или рефрижераторе нелегалов отправят на Запад через Белоруссию и Украину. Есть и другие пути, но этот — самый дешевый.Бывает, «путешественники» не выдерживают экстремальных условий транспортировки, но это тоже частности… После каждого рейса за чертой пограничного контроля остаются те, кому не повезло. Примостившись на полу на своих мешках где-нибудь между «Duty Free» и ресторанами, «сгоревшие дрова» будут двое-трое суток (если не больше) голодными глазами наблюдать за чужим праздником жизни: денег у них нет. Когда на борту появятся свободные места, они снова полетят на историческую родину, поскольку билеты покупаются в оба конца.Нелегальным перемещением иммигрантов занимаются организованные транснациональные группы. По своей доходности этот криминальный вид бизнеса занял прочное место после незаконного оборота наркотиков, оружия и проституции. Стоимость переправки живого «товара» может составлять от 10 до 15 тысяч американских долларов. Иногда эти деньги для отъезжающего собирает целая деревня: даже заработка уборщика в Германии и Бельгии вполне достаточно, чтобы прокормить все население деревни. К тому же мигрант приложит все усилия, чтобы вытащить тех, кто остался дома.– Если нелегал не смог набрать необходимую сумму, то его вполне могут использовать как наркокурьера, – говорит начальник отдела московского УФСБ полковник . – Этим он оплачивает дорогу и все услуги по переправке. На Западе мигранты избавляются от всех документов – как подлинных, так и поддельных. Таким образом, они становятся «гражданами мира», и их как бы некуда становится высылать.– В основном становятся гастарбайтерами – на стройках, предприятиях, в коммунальной сфере и т. д., причем выполняют самую непрестижную работу. Но это до момента легализации, а там уж кому как повезет. Бывает, попадают в преступные группировки. Всю дорогу — от Москвы до, к примеру, Лондона, мигрантов сопровождают разные звенья «проводников». Каждое звено отвечает и получает деньги за свой участок и не сует нос в дела тех, кто берет шефство над «дровами» на следующем. Механизм отлажен, хотя сбои в таком деле неизбежны — спецслужбы тоже работают.Корреспонденту «ВМ» удалось поговорить с одним из «проводников». Россиянин Анатолий (так он представился) встречает свой «товар» в «Шереметьево». По его словам, за время работы он существенно пополнил свои знания о странах, откуда идет нескончаемый мигрантский поток. Научился отличать по цвету кожи и строению черепа жителей Центральной Африки от выходцев с северной или восточной части континента. Просветился в вопросах геополитики и пассионарности отдельных наций… Свою работу он считает вечной, пока на свете есть бедные и богатые страны.– И те, и другие. В одном случае — все идет через отделы МИДа. Сейчас в связи с тем, что «органы» давят, стало тяжело работать через Москву. Поэтому бизнес-приглашения лепятся через мидовские филиалы, расположенные в разных городах, — Воронеже, Питере, Екатеринбурге, Сыктывкаре... «Бизнесменов» готовят заранее, еще на исходной точке отправки. Одевают на них костюмчики, белые рубашки, галстучки. В «Шереметьево» их встречает «делегация», тоже соответствующим образом наряженная. Конечно, ни в Сыктывкар, ни в Воронеж мигрантов не повезут. Они до поры до времени растворятся здесь. Компьютерная база данных у нас слабая, эта одна из причин того, что Москва стала транзитной зоной.Другая — коррупция… Когда не «срабатывают» бизнес-приглашения, действует канал частных виз. Так или иначе, но они просачиваются.– Если договоришься, сто пятьдесят баксов за голову. Но, тем не менее, не все его проходят.– Деньги и штрафные санкции «проводник», у которого «дрова сгорели», платит заказчику перевозки, а не тем, кого он перевозит. Как они будут выпутываться — это их проблемы. Стопроцентная переправка никем не гарантируется.По разным данным, в столице проживает около 200 тысяч нелегалов. Стоимость выдворения одного мигранта с российской территории обходится государству примерно в 500 долларов. Таких денег в бюджете нет и не предвидится, а коммерческие фирмы, специализирующиеся на приглашениях иностранцев к ответу не призовешь. Нет в российском законодательстве такого закона.На одну из фирм правоохранительные органы все же пытались возложить юридическую ответственность и… потерпели фиаско.Продавцы «приглашений» дошли до Верховного суда и выиграли тяжбу. В качестве аргумента обе стороны апеллировали к закону № 212, принятому еще в 1991 году, который гласит: «Какая же мы советская организация, — возмущались бизнесмены. — Мы коммерческая фирма, а СССР больше не существует в природе». Суд принял сторону коммерсантов, поскольку другого закона о «статусе иностранцев» у нас нет.В Уголовном кодексе нет также статьи о незаконном переправлении иммигрантов. Как правило, в сети правоохранительных органов попадаются сами нелегалы, а организаторы преступной цепочки остаются на свободе.Нелегальная миграция — благодатная почва для процветания криминала. Вот один из типичных примеров, рассказанный корреспонденту «ВМ» руководителем Отдела по отслеживанию режима пребывания иностранных граждан управления ФСБ г.Москвы: – Афганцы, якобы муж с женой, покупают паспорта, в которые они вклеивают фото своих детей. Причем в документе у мужчины фотографии одних детей, а в паспорте женщины фигурируют совсем другие детские фото. Супруги хотели уехать — принесли письмо из посольства, билеты на самолет, чтобы побыстрее получить выездную визу. Визу на выезд им поставили, но, засомневавшись, попросили документального подтверждения о том, что это именно их дети. Иностранная чета за документами не явилась и буквально растворилась в большом городе. Чьи на самом деле были эти дети и какова их дальнейшая судьба — остается только теряться в страшных догадках… В Госдуме не первый год пылятся законопроекты «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и «Об иммиграции в Российскую Федерацию». Но очередь до них так и не дошла. Хотя проблема иммиграции из разряда долгосрочных: она не на один и даже не на десять ближайших лет. Искоренить ее в нынешних условиях невозможно. Но если привести законодательство в отношении иностранных граждан к нормам международного права, то эту проблему можно будет хотя бы контролировать.