Пиарщики остаются без работы?

Общество

– Сергей, по образованию ты журналист, а сколько занимаешься выборами в качестве политтехнолога?[/b]– Около десяти лет. И, честно говоря, мне это дело надоело.– С деньгами все в порядке, только с совестью не очень. Надоело людей обманывать. Хорошо, если действительно работаешь на нормального, умного, более или менее порядочного человека. Но таких очень мало. К тому же изменилась политическая ситуация, и теперь многие политтехнологи останутся без работы.– Да, и многие политтехнологи пребывают в некоторой растерянности. Конечно, им жалко терять лакомый кусок. Многие из специалистов живут в провинции, там тысяча долларов – очень хорошая зарплата. А на выборах они могли зарабатывать две, три, четыре тысячи долларов в месяц и при этом, будучи в командировках, жить роскошно вдали от жены. Правда, остались еще выборы в законодательные собрания регионов, мэров городов. Но многие решили уйти из этой профессии: им стало неинтересно. Если кому-то интересно выбирать старших по подъезду, это их дело… Да и зарплаты скоро в этой сфере упадут. Потребность в политтехнологах резко снизилась, это хорошо чувствуется…– Спецы по совершенно разным направлениям. Это журналисты, юристы, психологи, социологи, «оргавики». В общем, каждой твари по паре…– Журналисты, их еще называют райтерами, пишут тексты: пиаровские статьи в газеты, речи кандидатов, обращения к избирателям и т. д. Есть специалисты по взаимодействию со СМИ. Они размещают пиаровские статьи, заказывают написание статей местным журналистам. Юристы следят за юридической чистотой – правильностью сбора подписей, оформления документов для регистрации клиента кандидатом и т. п. В том числе организуют юридические атаки на конкурентов, придираются к каждой мелочи, чтобы конкурента сняли с выборов.Есть так называемые «оргавики» (от слова «организовывать»). Они занимаются организацией сети агитаторов. Набирают подходящих людей, объясняют им, как нужно ходить по квартирам, что говорить… Агитаторы также разносят АПМ (агитационно-пропагандистские материалы): календари, буклеты и предвыборные газеты кандидата. Есть белая сеть – официальные агитаторы кандидата. Есть черная сеть – обычно это молодежь – «отморозки», которые по ночам срывают плакаты конкурентов, закидывают грязью чужие билборды, разносят по почтовым ящикам «черные» листовки…В штаб входят также аналитики. Они проводят социологические исследования, анализируют настроения и предпочтения людей и создают концепцию предвыборной кампании. Есть чистые «пиарщики»: их задача – выбор наиболее подходящих площадок для агитации, придумывание информационных поводов для положительного продвижения кандидата. Например, сбор подписей в поддержку инициативы кандидата прекратить рост жилищно-коммунальных тарифов или запретить строительство дорогих особняков в зеленой зоне… Вся эта туфта называется «наполнение образа кандидата».Наконец, у кандидата есть личный психолог-имиджмейкер. Он консультирует своего «клиента» по публичным выступлениям, советует, как лучше понравиться людям, что в какой ситуации сказать, как на какую ситуацию отреагировать, в какой аудитории как себя вести, как на какое мероприятие одеться и т. п.Естественно, есть руководитель группы политтехнологов. Есть и другие специалисты.– Перед началом предвыборной кампании в регион выезжает исследовательская группа. В основном, социологи и психологи. Они проводят соцопросы, берут экспертные интервью и т. п. Словом, анализируют социально-политическую обстановку в регионе, настроения людей, выявляют основные проблемы населения, кому плохо, а кому хорошо.На основе результатов исследований пишется стратегия предвыборной кампании кандидата. Если заказчиков она устраивает, то технологи ждут перечисления денег – первый транш. Как только они перечислены, в регион выезжает группа технологов. Если заказчика устраивает их работа, они перечисляют второй транш и технологи работают дальше. Если не устраивает, то заказчики ищут других специалистов.– Не всегда. Деньги за кандидата платит спонсор – обычно какая-нибудь финансово-промышленная группа. Иногда бизнесмен хочет сам пойти в политику, тогда он платит за себя, но так бывает редко…– Нет, услуги политтехнолога делятся на две категории: консультирование или «кампания под ключ». Консультирование – это когда ничего делать не нужно, только советовать кандидату и его помощникам, как нужно себя вести, как правильно проводить агитацию, как вести кампанию. Кампания под ключ – это когда группа технологов берет на себя проведение всей кампании или почти всей.– Это исключено. Я помню, мне еще Сергей Юшенков говорил, что на первые свои выборы он истратил только 200 своих личных советских рублей. Сейчас совсем другие времена.– Сфера политтехнологов довольно узкая, и там многие друг друга знают. Поэтому очень важна репутация, важно хорошо отработать, чтобы потом еще приглашали. Но есть деятели, которые пытаются за один раз урвать, а потом хоть трава не расти. В одном регионе, например, работала группа странных политтехнологов – кто их туда пригласил, как таких идиотов нашли, не знаю. Им дали лучшие номера в гостинице, кормили, поили, создали все условия. Но они не умели и не хотели работать. Вели себя как бомжи какие-то. По ночам напивались, дебоши устраивали, дрались. Руководитель их группы, женщина, ходила с огромным фингалом под глазом. А один из этих «политтехнологов» личный ноутбук кандидата уволок. В конце концов их выгнали.– Конечно. Возможно, что оранжевый цвет у Ющенко появился от нашей одесской кампании по выборам в украинскую Раду. Мы там использовали этот цвет, потому что он резко отличался от цветов других кандидатов. Выделялся. Это нужно было для повышения известности нашего кандидата – его в Одессе никто раньше не знал. Наши агитаторы ходили в оранжевых накидках. Был еще один плюс: дворники, дорожные строители, ремонтники, словом, все, кто ходит в оранжевых спецовках, выглядели нашими сторонниками… А потом на выборах мэра одного из сибирских городков мы эту технологию повторили – обвешивали деревья, заборы и другие места цветными ленточками.– Расползутся по разным областям: в коммерческий «пиар», в шоу-бизнес, журналисты пойдут в газеты, ТВ или пресс-службы, юристы – в юридические конторы. Я сам, например, иду работать в книжное издательство. А куда другие специалисты смогут приткнуться, я не знаю.[i]Отмена прямых выборов глав субъектов Федерации и депутатов-одномандатников так или иначе ударила по многочисленным фирмам, занимающимся «политическим консультированием». Политтехнологам, привыкшим к огромным заработкам, оставили лишь «мелкую рыбешку»: избирательные кампании мэров городов и выборы в законодательные собрания. Какие-то фирмы собираются довольствоваться и этим по принципу: с худой овцы хоть шерсти клок. Другие срочно перепрофилируются. Ведь рынок для профессионалов «пиара» огромен.Это партийные структуры, бизнес, государственные административные структуры, опять же выборы в странах СНГ (Украина, Казахстан…), которые пока еще не взрастили собственных «пиарщиков». Да и на «оранжевую» (или «березовую») революцию в России существует заказ, а бешеные по размеру деньги в среде политтехнологов, как известно, не выделяют запаха. В конце концов, и «пиарить» Россию на международной арене тоже кому-то обязательно будет нужно.А выборы в России теперь будут проходить два раза в год: в марте и октябре. Это, в общем, нормальный приработок среднего политтехнолога без чрезмерных амбиций. Бывали, правда, предвыборные кампании, длившиеся по полгода и даже больше года. Но, видимо, самые золотые времена для «политконсультантов» уже прошли.[/i]

amp-next-page separator