Очаровательная безбилетница
Соблазн сравнить спектакль с культовым телефильмом Михаила Козакова исключается, ибо театр создает свою версию сюжета – жанровую и смысловую. История внезапной и короткой любви учителя астрономии из маленького городка и невесть откуда возникшей в его одиноком жилище юной и роскошной женщины развивается на фоне не только «разгула» мещанского общественного мнения, но и в космическом пространстве.По замыслу художника Юрия Доломанова и режиссера Геннадия Чихачева,уютная веранда посреди осеннего леса, где обитает Марин, пронизана светом звезд, жизнью которых увлечен молодой учитель. Огромный каталог звездного неба – предмет мечтаний героя – ему передает безмолвный «дух музыки», роль которого вдохновенно играет... дирижер Владимир Янковский, весьма сочувственно комментирующий события игрой на фортепиано.Кроме того, как только в дом учителя проникает юная Мона, высаженная из шикарного экспресса за безбилетный проезд, параллельно их прихотливому дуэту возникает поэтический фон из трех дуэтов великой любви – Ромео и Джульетта, Эсмеральда и Квазимодо, Дездемона и Отелло. Все шестеро тоже комментируют лирическую тему спектакля, создавая некий космос любви.Желание театра все объяснить кажется несколько наивным, но к нему постепенно привыкаешь, поскольку это отражает отношение авторов к «простому» зрителю, привыкшему вникать в чувствительные сюжеты сериалов.Отказавшись от эпизодов на вокзале, авторы спектакля сосредоточились на «космических» мотивах, что создает эффектный контрапункт основной идее драматурга – конфликту возвышенной души и мещанского общества, всегда готового контролировать чужую жизнь. Ситуация усложняется тем, что учитель астрономии Марин в исполнении молодого артиста Константина Скрипалева – существо прежде всего до беззащитности юное, хотя и упрямое. Именно молодость оправдывает в его характере отсутствие страха: Марин попросту еще не знает, что это такое.Юным учителем движет жажда познания и чистота помыслов. Герой получился трогательным в своем бесстрашии и ясности.Его старший приятель, учитель музыки и непризнанный композитор Удря,в исполнении Алексея Городецкого очень похож на вампиловского Сарафанова (так и кажется, что его произведение должно называться «Все люди братья»…). Удря тоже человек наивный и увлеченный высокими идеями творчества. И не хочется думать, что жизнь приятеля – «светлое будущее» Марина, хотя неизбежность грустного финала очевидна. Юный учитель астрономии в спектакле еще и объект девических грез учениц местной школы.В спектакле их четверо, и все они во главе с простодушно нахальной Земфиреску – Евгенией Янковской, словно воспитанницы частного пансиона из «Мадемуазель Нитуш», вдохновенно морочат голову беззащитному Марину.Корифейкой общественного мнения, озабоченной соблюдением нравственности в пределах отдельно взятого городка, становится некая мадемуазель Ку-Ку, тоже вроде как учительница (ближайшая аналогия – пионервожатая из незабываемого фильма «Друг мой, Колька!»).Замечательная актриса Елена Соколова, будучи по природе героиней, виртуозно и бесстрашно играет острохарактерную роль, обнаруживая в этой дурехе, застегнутой на все пуговицы, трогательную женщину, не только изголодавшуюся по любви, но и тайно красивую (неожиданно драматичная ария второго акта, раскрывающая суть ее характера – одна из удач музыкальной драматургии спектакля).Решение характера Моны в спектакле тоже своеобразно. В жилище юного учителя возникает не просто роковая «женщина ниоткуда», что сплошь и рядом случается в салонных опереттах, а существо грациозное и наивное, способное лишь созерцать жизнь, нимало в ней не разбираясь. Девочка, разодетая как дорогая кукла, похожая на дамочку с рекламы зефира «Шармэль», Мона (Наталья Замниборщ) ухитрилась сохранить почти собачье любопытство к жизни и в сосредоточенном созерцании бытия вполне искренна. Балованность сочетается у нее с простодушием, а капризы вовсе не отягощают общение.Кукольность облика и голоса вовсе не исключает истинного драматизма ее характера. Напротив, возникает эффектный сюжет про то, как дорогая игрушка попыталась жить человеческой страстью, о чем любил писать, к примеру, Александр Вертинский. Внимание Моны к Марину рождается не из вежливости и не ради мести, даже не из любопытства к звездным мирам, хотя их первая беседа очень похожа на сцену из чеховского «Дяди Вани», когда Елена Андреевна якобы проявляет интерес к пылким монологам Астрова про проблемы экологии. Она и здесь больше занята собой.Другой мотив, который возникает благодаря избранной трактовке образа,– драма неизбежной и неодолимой зависимости от реального хозяина, которому дорогая кукла вознамерилась изменить.Пусть ради подобных «эфирных созданий» совершались преступления, рушились судьбы и в прах разметались состояния, но эти «мотыльки, замурованные в янтаре», не смели терять патрона. Это тоже был своеобразный «обиход эпохи».Явление хозяина замечательно артикулированный драматический мотив спектакля. Григ в остром, темпераментном и безжалостном исполнении Владлена Михалкова – типичный хозяин жизни, честный в своем цинизме, искренний в страсти, даже не опускающийся до презрения к слабому, что тоже прекрасно его характеризует.Григ в спектакле не одинок – ему дана свита «золотой молодежи», а кроме того и самый эффектный каскадный номер, нечто вроде гимна прожигателя жизни, очень понятного, к примеру, нынешним персонажам «Дома-2».Вообще слишком прямолинейных аллюзий в спектакле нет. Постановка ориентирована на более сложные ассоциативные ходы. Во всяком случае, она интересна своей лирической стихией, чуть простодушной, порой наивной, но увлекательной.