Чаще меняйте тапочки!
[b]Под малиновые пиджаки– Когда в России появилась профессия дизайнера интерьеров?[/b]– В 90-е годы. До этого в архитектурных институтах преподавали дизайн интерьеров, но это были проекты общественных зданий – театров, культурных центров и пр. А оформлением квартир никто не занимался. Да и чем там было заниматься? Мы жили в убогих типовых домах, которые обставляли типовой мебелью. Единственно, кто мог себе позволить какое-то разнообразие в интерьере – это советская элита, деятели культуры. Но в основном многие использовали старинную мебель, картины, получался такой живописный дизайн – смесь исторических стилей. В начале 90-х годов, после перестройки, люди стали приобретать новые квартиры, строить новые дома, тогда и появилась профессия дизайнера по интерьеру.?– Да, интерьеры тех времен граничили с китчем. Дело в том, что мы сами тогда многого не умели. Мы только начинали, учились, не видели всего, что уже было сделано в мире. Кроме того, выбор материалов был очень ограничен. Была наша стандартная лепнина, которой мы оформляли все исторические интерьеры. Не было современной мебели, а была только классическая, произведенная не на лучших фабриках. Светильники, люстры из хрусталя. Все это было пошло, неинтересно, сто раз съедено, как говорится. Поэтому и получались интерьеры прямо под малиновые пиджаки.– Я старался выбирать заказчиков, с которыми можно найти общий язык, и пытался держать их в рамках стиля, чтобы не было вот этого нашего мелкобуржуазного перебора, когда все должно быть в золоте, в мраморе, с фонтанами и монументами. Мне везло на заказчиков, и я благодарен им за то, что я нигде не перешел границу пошлости.– У меня был случай, когда заказчик предложил неплохой гонорар и сказал, что ему нужно построить дворец в Подмосковье. Три с половиной тысячи квадратных метров.– Да. Я подумал, что если заказчик хочет дворец, то во избежание стилевого гротеска нужно воспользоваться опытом мировой архитектуры, и предложил ему полистать фолианты ХIХ века с особняками русских князей. Нам понравился Елагинский дворец, построенный великим Карлом Росси в 1818 году в Питере. Мы взяли этот проект за основу и по его мотивам сделали особняк в стиле ампир.– Огромное здание. Четыре этажа. Овальной формы зал для гостей площадью 150 квадратных метров, в котором помещается до 200 гостей.– В середине 90-х произошел перелом. Тогда многие московские архитекторы побывали на миланских мебельных выставках – там хорошо проглядываются все новые тенденции в дизайне. Они привезли образцы новой мебели, материалов. И все сразу начало меняться. Появились новые направления, приоритеты: хай-тек, минимализм, национальные стили, ардеко и т. д. У нас в России процесс развития дизайна спрессовался в 10 лет.[b]Наше солнце – вертикальное, у испанцев – горизонтальное– Кто сейчас диктует моду на дизайн интерьера?[/b]– Наши заказчики посещают много разных стран, они живут в отелях Европы, ходят по улицам Токио, бывают в Индии, Латинской Америке. Нет такого понятия, как диктат. Есть просто некий взгляд на то, что есть в мире в сфере дизайна интерьера. Меня как-то поразил репортаж о доме одного российского губернатора. Он был очень горд, что все сделал сам: наличники резные, мебель с орнаментом – все из дерева, даже пол был устлан грубой доской. Так выглядела русская изба в ХIV веке. Но мыто живем в XXI в., когда есть стекло, краска, гипсокартон, металл. Мы знаем все мировые достижения в области интерьера, включая исторические – замечательные японские раздвижные перегородки, индийские резные украшения, африканские и мексиканские изделия из бамбука и циновки. Я не говорю про свет. В свете вообще – революция. Светодиоды, неон, люминесцентный, галлогеновый свет, светящиеся потолки и полы – это все интерьер. Как можно про это забыть? Когда-то русские избы освещались свечами и лучиной.Что же, теперь при свечах жить? Когда говорят, что у нас есть русский национальный стиль, мол, мы сейчас сами все придумаем, нарежем наличников, украсим их орнаментом – это тупик. Конечно, у нас есть национальные особенности. Мы не кладем на пол плитку, как это принято в Европе, потому что у нас холодно. Но зачем до таких крайностей доходить – обивать стены доской?– Все здесь связано с нашим климатом. Зимой – холодно, летом – солнце, причем горизонтальное. В Испании, например, солнце вертикальное. У нас все время солнце сбоку светит. Мы любим, чтобы за окном было дерево, которое его заслоняет. Любим, чтобы у нас были толстые стены, поменьше окон, чтобы на полу была древесина. Любим ковры, которые вешаем даже на стены, – это к нам с Востока пришло. Ковры, во-первых, дают тепло, во-вторых, создают нужную акустику – скрадывают звук. Прихожую мы всегда отделяем от зоны отдыха, потому что в слякоть у гостя грязные ботинки, да и от сквозняков мы простужаемся. В Европе, наоборот, дверь открываешь – и сразу гостиная. У нас любят в ванной погреться, баню ведь не в каждой квартире сделаешь. Как выглядит наш типовой интерьер? Диван, под ним ковер и стенка с хрусталем. Ничего не меняется.– Мы не должны забывать, что Европа – это древнейшая земля, на которой веками складывалось особое отношение к искусству. И эта преемственность начиная с эпохи Древнего Рима никогда не нарушалась. Там всегда была культура интерьера. Мы начали знакомиться с европейской культурой только во время правления Петра, при этом процесс прерывался, менялся, нас мотало из сторону в сторону. В пору дефицита человек заранее знал, что в его интерьере появится стенка из темной древесины, произведенная на одной из трех фабрик, диван – один из пяти наименований. Кухни выпускала всего одна фабрика – московская. Я помню, было всего три варианта из пластика. Мы только сейчас начинаем разбираться в дизайне, понимать, что красиво, что нет.[b]Олигарху установили кран-балку– Образ жизни, профессия влияют на дизайн интерьера?[/b]– Разумеется. Один олигарх, владеющий машиностроительными заводами, заказал нам дизайн представительского зала для переговоров с партнерами. И мы ему сделали интерьер, напоминающий промышленный: по потолку ездит кран-балка, огромный металлический стол в центре. Мы очень долго разговариваем с заказчиком, пытаемся понять его образ мыслей. Но мы не будем в квартире охотника повсюду развешивать кабаньи головы или делать огромную кухню в квартире повара. Мы пытаемся отражать дух заказчика, но не впрямую, а опосредованно.– Последние несколько лет мы работаем в стиле минимализма. Этот стиль очень хорошо воспринят и популярен на Западе, многие известные дизайнеры работают с ним, и в России интерес к нему очень вырос. Минимализм предполагает много свободного пространства, света, чистые линии, отсутствие ярких цветовых сочетаний – когда глаз отдыхает: он читает форму, а не цвет. Мы считаем, что человек должен находиться в пространстве, которое его не раздражает. Квартира становится неким каркасом, который вы можете украшать так, как захотите. Например, у вас день рождения, вы украсили квартиру цветами. Если ваша квартира оформлена в классическом стиле, то цветы потеряются, потому что там уже будут присутствовать другие элементы. А здесь, в чистом интерьере, возникает два-три букета, и в доме праздник. Темп жизни ускорился. Мы хотим быстрой смены настроения. Минималистский дизайн этому способствует. Да и с точки зрения удобства, если мы пространство загружаем какими-то деталями – скатертями, подушками и так далее, это все обрастает пылью, появляются запахи.– Я бы так категорично не заявлял. Мода меняется. И потом очарование будущего как раз и состоит в том, что мы только догадываемся, что же там будет. Я не удивлюсь, если лет через 50 все увлекутся, к примеру, египетской мифологией, и в жилищах появятся какие-то саркофаги, настенные росписи и грубые каменные полы. Но я хочу сказать, что минимализм ближе всего к природе – это некая геометрия пространства, которая помогает переносить тяготы жизни, в ней легче дышится, легче живется. Мне кажется, что минимализм всегда будет возвращаться, потому что этот стиль – навсегда.[b]Дизайн – «половина» квартиры– Можно ли обычную хрущевку превратить в жилище современного жителя мегаполиса?[/b]– Пространство может быть любым, но к нему должен приложить руку профессионал. Маленькую квартиру можно увеличить за счет цвета, освещения, обстановки. Есть много пословиц по поводу нашей самостоятельности. Мы и машины сами чиним, и ремонты делаем. «Да что я, не понимаю в дизайне? Сейчас пару журналов полистаю, быстро все сделаю». Архитекторов учат годами, поэтому экономить на их услугах не стоит. Это может быть уровень консультации, но, в любом случае, какие-то изначальные мысли и идеи должен внести профессионал.– В Москве дорогое жилье – меньше, чем за две тысячи за квадратный метр вы его не купите. Если вы тратите такие деньги на квартиру, то имеет смысл вложиться и в дизайн. Было бы странно купить дорогую квартиру и потратить 200 долларов на ее оформление. В Москве расходы на дизайн занимают половину стоимости квартиры. Сам дизайнер получает 10 процентов от этой суммы.– Вот вчера мне позвонили из одного магазина и говорят: «Вы знаете, нам привезли эксклюзивную вазу высотой полтора метра. Таких в мире всего 10. Мы предлагаем ее для одного из ваших интерьеров». Я представляю, сколько она стоит – тысяч 50 долларов, не меньше. И я никогда заказчику такую вазу не предложу, потому что эта привнесенная деталь интерьера, чаще всего пошлая, в которую зарыты ваши деньги. Обычно такие вещи ставятся там, где нужно залатать какую-нибудь дырку, – к примеру, некрасивый угол, чтобы батареи не было видно. Тратить на нее такие деньги! Лучше выбрать дорогие престижные материалы. Вот, например, эта стенка (), она сделана из сланца – это очень необычный, горный материал. Да, она стоила больших денег, но качество интерьера благодаря ей сильно изменилось.– На каждую деталь. Я не люблю беспорядок. Прочитал журнал, выкинул– зачем он нужен? Тапочки. Наши замечательные сограждане почему-то любят тапочки носить годами. ни потом превращаются в комки непонятно чего с выпавшими стельками. Страшно в них даже ногу засунуть. Светом у нас тоже не все умеют пользоваться. В гостиной висит одна люстра, от силы два бра или торшер. Мы только сейчас научились над зеркалом лампочку вешать. Вообще, мне мало попадалось запоминающихся квартир. Я с удовольствием вспоминаю квартиру Лили Юрьевны Брик. Мои родители были с ней знакомы, и мы бывали у нее в гостях. Заходишь и погружаешься в ауру уюта, гостеприимства, стиля. В каждом уголочке присутствует культура. У нее на стене висели рисунки Маяковского – плакатики, откуда-то вырезанные. Это было настолько эстетски сделано! Или картина, для которой не хватило рамы. Раму распилили на две части и прижали картину с двух сторон.– Клиент сам попросил сделать для него что-нибудь экстравагантное. Мы сделали паркет, который переходит в потолок. Стеклянные душевые кабины, оригинальная кровать. Это минимализм в квадрате.