История песни
ЖУКОВ Н. А.,москвич[/b]Должен признаться, что это читательское письмо заставило меня перебрать и проследить «родословную» более десятка так называемых «ямщицких» песен, начало которым положила та, что родилась из отрывка стихотворения поэта-декабриста Федора Николаевича Глинки (1786–1880).Его «Сон русского на чужбине» начинался словами: «Вот мчится тройка удалая в Казань дорогой столбовой, и колокольчик, дар Валдая, гудёт уныло под дугой…» Стихи эти, написанные в 1825 году, вдохновили на музыку к ним сразу нескольких композиторов: А. Н. Верстовского, И. А. Рупина, М. Ю. Вильегорского, Я. Ф. Пригожего, Э. Ф. Направника. Наибольшую популярность завоевал мелодический вариант этой песни, принадлежащий А. Н. Верстовскому, – «Колокольчики» (1828). И все-таки в народе песню эту распели по-своему. А в конце ХIХ – начале ХХ века безвестный автор, оттолкнувшись от текстового зачина песни, принадлежащего Федору Глинке, перенес ее действие со столбовой дороги, ведущей в Казань, на почтовый тракт, проложенный по льду замерзшей матушки Волги.Первая публикация текста песни «Вот мчится тройка почтовая» состоялась в 1901 году в сборнике «Либретто», а с нотами – в альбоме лучших песен из репертуара знаменитой русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой (1884–1941).Лично на меня неизгладимое впечатление произвело исполнение этой песни Государственным академическим русским народным хором имени М. Пятницкого в 70-е годы, в пору, когда им руководил прекрасный знаток и интерпретатор народной песни, народный артист России композитор Валентин Сергеевич Левашов.Помнится, мы с ним решили включить ее в одну из передач телевизионного цикла «Песня далекая и близкая», ведущим которой он был в течение почти двадцати лет. Готовя сценарий передачи, я попросил композитора поделиться мыслями об этой песне. Вот что он рассказал: – Песня «Вот мчится тройка почтовая» общеизвестна. И потому в работе над нею я поставил перед собой задачу художественную – как можно глубже раскрыть какие-то грани, какой-то ракурс этой песни выделить, высветить то, что позволило бы по-новому прочесть ее. Попытался решить эту задачу таким образом, чтобы из обыкновенной, элементарной, если хотите – даже какой-то сентиментально-банальной, в общем-то, песни сделать такую, которая прозвучала бы как отражение трагедии, когда разлучали человека с любимой девушкой, выдавая ее за нелюбимого, но богатого.И иллюстративность нужна была здесь. Хотелось создать фон такой бесконечной, заснеженной русской равнины и нашей матушки-Волги, по которой одинокая тройка мчится. Представляете ли вы вообще, что это такое! Сейчас иной раз в автомобиле едешь один и, если встречных машин долго нет, вспоминаешь и рассказываешь потом: «Надо же, ехал один всю дорогу, хотя бы кто-то встретился!» А тут тройка, одна распронаединственная на безысходно унылом зимнем пейзаже! И мне захотелось создать атмосферу вот этой унылости, однообразности. Потому я ввел в оркестровую партитуру колокольчики, пытался решить это и какими-то другими музыкально-изобразительными средствами.Ведь если мы сейчас сто километров за какой-нибудь час проезжаем, то тогда все это расстояние надо было на тройке ехать двое суток. Я и попытался решить это музыкально.В то же самое время мне хотелось на этом фоне поднять и социальную проблему – проблему несправедливости, когда с мнением человека, в особенности бедного, никто не считался. И потому на этом фоне тоски, одиночества, безысходности, этих пронзительных ветров и унылой песни ямщика возникал вдруг сытый, самодовольный седок, задававший вопрос: «О чем задумался, детина?» Я трактую это и даже в пении хористам советую: «Вы уж так беззаботно, лихо так спрашивайте, вопрос этот задавайте. Представьте себе этого сытого, самодовольного барина, который в этот самый момент только губы вытер после очередного возлияния на морозце и говорит: «О чем задумался, детина?» А «детина» задумался о жизни своей, о будущем своем беспросветном, о том, что уже свершилось и что его ожидает. О трагедии ведь человеческой речь в этой песне идет… Такие песни нельзя предавать забвению. Их надо бережно передавать от одного поколения к другому.Этим заветом своего незабвенного друга и учителя мне бы и хотелось завершить рассказ.[b]Вот мчится тройка почтоваяРусская народная песня[/b][i]Вот мчится тройка почтоваяПо Волге-матушке зимой,Ямщик, уныло напевая,Качает буйной головой.«О чем задумался, детина? –Седок приветливо спросил. –Какая на сердце кручина,Скажи, тебя кто огорчил?»– «Ах, барин, барин,добрый барин,Уж скоро год, как я люблю,А нехристь-староста, татаринМеня журит, а я терплю.Ах, барин, барин, скоро святки,А ей не быть уже моей,Богатый выбрал, да постылый –Ей не видать отрадных дней…»Ямщик умолк и кнут ременныйС досадой за пояс заткнул.«Родные, стой! Неугомонны! –Сказал, сам горестно вздохнул. –По мне лошадушки взгрустнутся,Расставшись, борзые со мной,А мне уж больше не промчатьсяПо Волге-матушке зимой!»[/i]