Пять в одном. Но в каком!

Развлечения

Ольга Жилинская, Татьяна Файдыш, Елена Шаховская, Евгений Вахтангов и Андрей Диллендорф – художники одного поколения: начало их творческой деятельности относится к концу 70-х.Только два года прошло с того дня, как они решили объединиться в содружество. Потому что, как сами они замечают в пресс-релизе, в их манерах нет ничего похожего на стилевое единство.И это правда. «Пять в одном» – это и лирические пейзажи, и фантазии на библейские темы, и кубистические изошарады, и блещущие яркостью красок полотна, стилизованные под детские рисунки, и даже абстрактные узоры, нарисованные на старом упаковочном картоне. А что же такое «одно» в этих пяти, которых объединяет многолетняя дружба, схожесть художнических биографий и общность жизненных позиций? Что до жизненной позиции, то она, как читатель уже догадался, нонконформистская – ведь нонконформизм в изобразительном искусстве как раз и начинался в 70-е. Но в этих работах нет ни малейшего намека на политику. Нет даже столь распространенного в те годы ерничества, этакого эзопова языка живописи. А что же есть? Нельзя не заметить мощного фактора, объединяющего совсем несхожие художественные манеры. Ведь 70-е – годы после оттепели – это как раз то время, когда Россия худо-бедно познакомилась с достижениями западных модернистов, издавались книги о сюрреалистах, много говорили о своеобразии Шагала и Кандинского, и сквозь идеологическую критику Дали заинтересованные живописцы улавливали реальное значение его творчества. Оглядка на новое, шокирующее и манящее, и попытка соединить традиционные русские темы с необычным способом отображения мира – вот что роднит экспрессионистические рисунки Диллендорфа с бесформенными узорами Татьяны Файдыш, явно вдохновлявшейся одновременно и мотивами русской вышивки, и работами классика модернизма Хуана Миро. А из примитивистской «Улицы Горького» Евгения Вахтангова – Кремль, синее небо, красотка-блондинка с эскимо и добрый дядя милиционер – выросли его поздние, полные игры красок абстракции.И все-таки крепко обделили наше искусство те, кто запрещал внимательно изучать тогда еще чужую, необычную живописную технику. Потому что работы этой выставки, по-своему интересные, живые, при этом нескрываемо вторичны. Это «по Миро», а то – «по Кандинскому»… Сегодня образцы, которым подражала «пятерка», стали мировой классикой.Выставка «Пять в одном» – своего рода дань великим модернистам: их оплевывали-оплевывали, запрещали и разоблачали как вредных, а они-то спокойно выполняли великую миссию искусства – объединяли таких разных художников!

amp-next-page separator