Дирижеры произведут атомный взрыв
Фестиваль пройдет не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, таинственно прозябающем режимном учреждении. Во всяком случае, филармония, проводившая когда-то здесь свои абонементные концерты, давно не может претендовать ни на один из-за немыслимой арендной платы. (В еще большее небытие ушел Октябрьский зал Дома Союзов, по поводу которого вообще пора устроить специальное расследование.) Как бы там ни было, фестиваль оркестров объявлен, билеты (от 300 до 15 000 рублей; и дайте мне посмотреть на билет за 300!) продаются в Интернете.И, как сказал на вчерашней пресс-конференции советник президента Юрий Лаптев, «кто-то вспомнит белые колонны и хрустальные люстры, а для кого-то этот зал будет открытием».Директор фестиваля Екатерина Гаева пообещала, что приедут и (11).А также (8), участие которого Юрий Лаптев объяснил так: «Этот фестиваль – приношение России к празднику. В Москве много прекрасных оркестров, но Новосибирский недавно отмечал свое 50-летие, и все полвека он пропагандировал классическую музыку на огромной территории, далекой от Москвы».Вопросы журналистов остро крутились вокруг бюджета, так в итоге и не названного. Но прикинуть можно. Аренда зала – по слухам, до 100 тысяч долларов за вечер. Суммарный гонорар одному симфоническому оркестру – 100 тыс. Проживание от 150 долларов в день минимум на человека. Проезд – по 500. Транспортировка инструментов и все что вокруг – 30–40 тыс. на оркестр. Дайте задачку младшекласснику, он подсчитает с легкостью. Это не для слабонервных музыкальных критиков.Впрочем, вот их-то потрясают даже не суммы, а сама возможность приезда таких оркестров, приглашенных в Москву совсем недавно, – ведь планы расписываются за 2–3 года.Главная звезда пресс-конференции, эксперт фестиваля дирижер Юрий Темирканов (оркестр которого, впрочем, в фестивале не участвует) сказал:– Такие невероятные вещи возможны только в России. Я рад, что дожил до того, что наша страна повернулась к духовности и забеспокоилась, что будет с нашими детьми, – ведь одичало уже целое поколение, перекормленное масс-культурой.А композитор Алексей Рыбников сравнил грядущий фестиваль с атомным взрывом:– Это ответ тем, кто еще сомневался в том, что симфоническая музыка – важная часть нашей жизни. Причем именно в том виде, в каком мы ее услышим. Приедут сотни выдающихся музыкантов во главе с великими дирижерами…Директор Московской государственной филармонии Алексей Шалашов подчеркнул свою любимую мысль:– Явление симптоматичное. Россия обладает феноменальным исполнительским потенциалом, который стал частью мирового концертного пространства. Но важно, чтобы и наши слушатели тоже стали его частью.Последний концерт состоится 11 июня, в канун Дня России, и, может быть, именно такими фестивалями следует помечать главные праздники страны, к которым не все еще привыкли, а если и привыкли – то как к шумной всенародной гулянке, за которой забывается сам ее повод.