Родная электронщина
Появились даже музыканты – в смысле, наши, российские, – способные аккуратно перенять западные навыки и выдать свою внятную и осмысленную электронщину. Например, Алексей Борисов, который на нынешнем «Шуме» выступил в составе проекта «Госплан-трио».То есть сам-то по себе Алексей Борисов не очень большой авторитет в мировой электронной музыке, но именно в составе упомянутого трио он смотрелся очень заметно. Во-первых, из-за Ланы Аксеновой, которую он пригласил играть на терменвоксе. Этот инструмент шумовиками используется довольно редко, а выглядит на фоне электронного хаоса очень гармонично.А во-вторых, из-за Сергея Летова – нашего знаменитого джазового саксофониста. Правда, в отличие от Ланы Аксеновой, помогавшей Борисову в создании грохочущего электронного ландшафта, Летов созданию этого ландшафта всячески мешал.Ну вот, например. Выступление «Госплан-трио», как, собственно, и выступление всех шумовиков, не делится ни на какие отрезки. Музыканты играют сет – минут 20–30 непрерывного звукового потока, как правило, импровизированного. Так вот, Сергей Летов со своим саксофоном за эти тридцать минут не сделал ни одной паузы. Он все время играл, причем почему-то такой фри-джаз.Может быть, конечно, это у них там, в Госплане, было так заранее придумано, но на концерте все шло из рук вон плохо – Борисов и Аксенова выглядели робкими аккомпаниаторами, а Сергей Летов – мэтром фри-джаза, который слова никому не даст сказать. «Перекричать» электронные устройства он не смог, но вот наглухо забить несчастный терменвокс ему удалось.Гораздо лучше с правилами коллективного музицирования дела обстояли у молодой петербургской группы Da-da-zu. Вот иногда кажется, что наша молодежь напрочь отказывается играть что бы то ни было, кроме стиля ска. Однако это не так – Da-da-zu выступают с нежным и легким нойзом на самых разных московских и питерских сценах, да еще и альбомы где-то умудряются записывать.Словом, мало-помалу шумовая музыка у нас начинает приживаться. Остается теперь только вывести ее из подполья. Ведь в Европе все эти Fuckhead’ы и Pan Sonic’и – довольно известные люди. А у нас все «Ума2рман» – сколько можно? Двадцать первый век все-таки.