За деньги и от души
Этикетка «Шпроты в масле» и реклама чая «Бабушкино лукошко» на выставке легко сочетаются с иллюстрациями к сказке «Карлик Нос» и холстами с московскими домиками и переулками. Большинство работ – коммерческие заказы, которыми зарабатывают на жизнь художники объединения «Промграфика». Организаторы выставки утверждают, что реклама – это работа, которую невозможно делать «для души». Но даже в том, что сделано явно «за деньги», можно увидеть каплю души художника. Неожиданно бросается в глаза огромная кровавая капля с надписью «SOS». Рядом – еще более зловещее «Nevermore», а над ним – человеческий череп. Вместо мозга – фотография Чернобыльской АЭС. На фотографии «Аура вечера» вовсю дымят заводские трубы, но нежный свет вечерних фонарей чуть скрашивает проблемы экологии.А когда нет рекламных заказов, мастера «Промграфики» с успехом иллюстрируют книги: от путеводителя по музею до книги сказок. Даже английский алфавит, написанный черной тушью, они заставляют плясать в зависимости от настроения: то вкривь и вкось, то вверх и вниз.В самых неожиданных местах притаились совсем ненужные вроде бы здесь скульптуры. Однако при кажущейся «неуместности» округлые линии фигуры «Сидящей» (М. Камардина) удачно вторят капле «SOS». А рядом ощетинилась голова с ирокезом из дверных ключей – работа П. Голощапова «Сила внутренней свободы». Скачет куда-то смешной толстяк, названный «Всадником» и похожий на хана Батыя…– Промышленная графика и скульптура несовместимы только на первый взгляд, – пояснил для «ВМ» председатель объединения художников «Промграфика» Иван Бахарев. – Их общая черта – поразительная пластика. Просто в скульптуре она объемная, а в товарных знаках передана на плоскости.Содержание «плоскостей» и «объемов» иногда совпадает: образ, созданный скульптором, перекликается с соседней картиной. «Запутавшаяся» женщина А. Ливановой вынуждена согнуться в плену разноцветных ниток, а по соседству – на таких же нитках висят марионетки, которых художник Л. Ратнер заставил плясать по воле пары огромных рук.– Эту выставку мы хотим сделать ежегодной, – пообещал Бахарев. – Промышленная графика – направление относительно новое, но сейчас оно стало очень популярным. Все коммерческие фирмы заинтересованы в собственной рекламе, и художники «Промграфики» не сидят без работы. А мы просто отбираем для выставки лучшее. В этом году представили работы 66 художников, а в следующем их будет еще больше…