У сокровищницы национальной культуры

Общество

[b]В ходе саммита «большой восьмерки», проходившего летом в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне, частью специальной программы для первых леди было знакомство с народно-художественными промыслами России, которые выпала честь представлять и Жостовской фабрике декоративной росписи.Первая леди США г-жа Лора Джордж Буш и супруга президента Еврокомиссии г-жа Сильвия Бароссо впервые в жизни расписывали жостовские подносы.Мастер-класс в Стрельне провела жостовский художник с 26-летним стажем Ольга Борисова (Смирнова). Супруга президента США в беседе с художником отметила, что русский народ талантлив во всем и посетовала, что ей жостовский мазок дается с трудом. Ольга заверила первую леди США, что умение обязательно придет с опытом.[/b]Далеко не каждый обладатель жостовского подноса, расписанного вручную выдуманными цветами и птицами, знает, как и где такой поднос создается. А между тем если на оборотной стороне подноса вы найдете крохотную палитру, пронзенную кистью, значит, у вас в руках подлинник. И его создатели непременно имеют отношение к Жостовской фабрике декоративной росписи – единственному в мире промыслу, где металлические подносы, покрытые черной, белой, красной, синей эмалью, расписываются вручную с соблюдением почти двухсотлетней уникальной технологии.Расположена фабрика в Подмосковье, на территории городского поселения Пироговский Мытищинского района. Судьба Жостовского промысла складывалась непросто. По нескольку раз в день история промысла оживает в устах хранительницы музея Жостовской фабрики декоративной росписи Раисы Ивановны Благовой. Ежедневно, и в будни, и в выходные сюда приезжают группы экскурсантов.Речь Раисы Ивановны льется легко и красиво. Так просто мы говорим только о собственной жизни. Ничего удивительного: 62 года жизни Раисы Благовой связаны с промыслом. Девочкой-подростком пришла она на фабрику в годы Великой Отечественной войны, здесь, теряя сознание от голода, училась у знаменитого художника Андрея Павловича Гогина, 20 лет работала художником в цехе, а в 1965-м возглавила художественный цех. Была заместителем директора и секретарем партийной организации. Отсюда, волнуясь за судьбу промысла, ездила в Москву – на прием к руководителям правительства, на встречи с депутатами.Во время экскурсий пытливые школьники узнают за стеклом музейной витрины ее портрет, хотя, как говорит сама Раиса Ивановна, время сохранило лишь синь ее глаз и любовь к делу, которому она посвятила жизнь. Причастна Раиса Ивановна и к созданию музея.– Коллекция собиралась по крупицам: изделия прошлых лет, – вспоминают на фабрике, – находили в семьях сотрудников, кое-что передали нам другие музеи.– Промысел Жостово представлен в Эрмитаже, в Русском музее, а нам самим поначалу и показать было нечего, – рассказывает Раиса Ивановна. – В нашей экспозиции сохранился только один поднос, изготовленный до 60-гогода XIX века.История его связана с одной из старейших жостовских династий – семьей Вишняковых, из крепостных графа Шереметьева. Откупившись и получив вольную, Вишняковы осели в соседней деревне Осташково. Считается, что родоначальником нашего промысла является Иосиф Филиппович Вишняков. В то же время известны работы его отца Филиппа Тарасовича Вишнякова. Не случайно музейную коллекцию открывает подлинная вывеска мастерской Вишняковых.Официально, согласно документальным подтверждениям, промысел существует с 1825 года, но у жостовских старожилов есть все основания считать его намного старше. Существуют свидетельства, что история промысла восходит к еще более ранним временам – к XIV веку.На стенах жостовского музея – уникальные подносы, формы которых выкованы вручную ковалем. Именно ковалем, работающим с холодным металлом, в отличие от кузнеца, кующего металл горячий.Коваль вырезает заготовку из листа металла и при помощи молотка придает ей нужную форму. Нередко эскиз и «выкройку» будущего изделия делает сам художник.В музее представлены работы художников из разных школ и династий, среди них большинство – заслуженные художники России, есть лауреаты Государственной премии имени Репина – одной из самых престижных в области изобразительного искусства.Цветы на подносах выглядят живыми. Это достигается благодаря искусству художника и неукоснительному соблюдению всех нюансов технологии производства.Раиса Ивановна обращает наше внимание на знаменитый букет Николая Николаевича Можаева с отвернувшейся розой:[i]«И роза чайная смущенно отвернуласьНа черном лаке жести…»[/i]Мы слушаем об особенностях творчества Виктора Васильевича Кледова, Павла Ивановича Плахова, Василия Ильича Дюжаева, Евгения Петровича Лапшина, Николая Петровича Антипова, Бориса Васильевича Графова, других великих мастеров. Вот поднос Зои Александровны Кледовой – представителя династии Леонтьевых.Нежность созданного ею букета подчеркивает фисташковый тон подноса. А вот чайные розы, написанные рукой Андрея Павловича Гогина. Нина Николаевна Гончарова и ее дочь Лариса – из большой династии художников Беляевых. В работах Нины Николаевны читается любовь к павловопосадским платкам, Лариса традиционному для Жостова черному фону предпочитает палевый, шоколадный, синий. А дальше – «Букет с фруктами» Михаила Петровича Савельева, прекрасные работы Владимира Васильевича Жмылева и других замечательных художников…– В 1928 году отдельные мастерские составили единую артель, которая в начале 60-х годов стала фабрикой, – продолжает знакомить нас с историей промысла Раиса Ивановна. – Расцвет производства пришелся на 80-е годы: только художников было около 300, и каждый работал в своей неповторимой манере. Изделия Жостова были чрезвычайно популярны во всем мире: 60% продукции экспортировалось.– С началом перестройки из-за нестабильной ситуации в стране и в связи с изменением конъюнктуры рынка производство резко сократились. Началось десятилетие упадка и развала. И только с 2003 года началось новое возрождение фабрики. В настоящее время мы ежегодно принимаем участие в сотне художественных и промышленных выставок. Наши заказчики – крупнейшие государственные и коммерческие структуры, в том числе подарочный фонд президента Российской Федерации, Торгово-промышленная палата России.Жостовские подносы выставлялись на международной выставке Ambiente в Германии (Франкфурт-на-Майне), а в конце октября четверо жостовских художников будут представлять свое искусство в Италии в рамках Недели российского искусства.На фабрике создана группа молодых художников, мастерство которых оттачивается на занятиях с заслуженным художником России Михаилом Лебедевым. Молодые художники активно участвуют в выставках, получают дипломы и медали. В частности, высокую оценку получили работы молодых жостовских мастеров на выставке в ЦДХ, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.– Больше года на фабрике работает и пользуется огромной популярностью новая услуга – мастер-класс, – рассказывает генеральный директор фабрики Наталия Анатольевна Логвинова. – Для этого специально заготовлены палитры, кисточки, краски, одноразовые фартуки и подготовленные к живописи подносы для всех желающих попробовать создать свой собственный образ жостовского цветка.В мастер-классе, который мы проводим после экскурсии по музею, приемами жостовского мастерства с нашими гостями делятся лучшие художники фабрики. После того как гость распишет свой поднос и поставит на нем свою подпись, его высушат в специальной печи, покроют лаком и передадут автору на следующий день.[b]Юлия СОЛОВЬЕВА,городское поселение Пироговский Мытищинского района Московской областиНа илл.:

amp-next-page separator