«Задача бизнеса – развиваться, а наша – ему помогать»

Общество

– Здравствуйте, Александр Иванович. Поздравляем вас с праздничной датой! Всего годик остался до юбилея. Расскажите, чего удалось добиться за время существования ассоциации?[/b]– Началось все с того, что 9 лет назад к Юрию Михайловичу Лужкову пришла группа иностранных и два российских бизнесмена, которые предложили установить дополнительный канал диалога между властями и бизнесом. Юрий Михайлович, как человек, который всегда любит держать руку на пульсе, принял эту идею, почувствовал ее потенциал и даже дал согласие стать президентом новой организации. По уставу президент избирается на два года. Лужкова на этом посту мы единогласно переизбирали четыре раза. Нынешний его мандат президента ММБА истечет в мае 2008 года. Первоначально ассоциация была задумана как канал диалога с властями преимущественно для иностранных компаний. Первыми ее членами стали около 30 иностранных компаний. Но через некоторое время мы поняли, что нужно открываться и для стабильных, надежных российских партнеров. Года через два зарубежных и российских компаний стало в ассоциации примерно поровну. Сегодня же у нас 200 компаний-членов, среди них банки и предприятия из 23 стран мира.Треть из них – крупные иностранные компании: IBM, Siemens, Procter&Gamble, Pepsi-Cola и другие. Вторая треть – крупные российские компании со штаб-квартирой в Москве: Банк Москвы, «Вимм-Билль-Данн», «Аэрофлот» «Разгуляй», «Вашъ финансовый попечитель» и другие. И, наконец, последняя треть членов ассоциации – это компании региональные.С ними работать сложнее всего. Многие из них уже созрели для того, чтобы выйти за рамки регионов, но своих силенок им не хватает. Далеко не всегда их предложения возможно реализовать. Но то, что в наших силах, мы делаем. У многих компаний, которые активно развиваются, но еще не вышли на уровень запланированной прибыли, порой даже оплата годового членского взноса ММБА вызывает проблемы. И мы иногда закрываем на это глаза, понимая, что главное – это плоды, которые принесет развитие компании. Ведь в конечном счете мы все выигрываем, когда компании становятся прибыльными: они создают рабочие места, платят налоги.– Начну немножко издалека. Где-то начиная с 2000 года мы практически перестали расширять ряды ассоциации. Когда в нашем списке набралось 200 компаний, мы решили, что дальнейшее расширение будет не на пользу ассоциации. Ведь чтобы успешно, активно, эффективно помогать нынешним членам, надо разбираться в том, что они делают, что они просят у власти. И для того чтобы квалифицированно помогать большему числу компаний, надо расширять свой собственный аппарат. В результате нагрузка на органы власти, через которые приходится решать основную массу вопросов, тоже возрастет. И тогда мы станем простым придатком аппарата, что не очень правильно. В результате мы пошли по пути повышения качества членов ассоциации. Примерно 10–11 компаний-членов у нас ежегодно по разным причинам выбывает, и примерно столько же мы принимаем. Есть ассоциации, которые считают, что чем больше у них членов, тем лучше. У нас другой подход и жесткий отбор. Во-первых, мы всех кандидатов пропускаем через Управление по экономической безопасности правительства Москвы. Понятно, что когда речь идет о компаниях международного уровня, например Siemens или «Вимм-Билль-Данн», – это неактуально. Если же приходит малоизвестная иностранная компания, то мы обращаемся за помощью в посольства.Таким образом мы получаем достоверную информацию, которая позволяет не нанести ущерб авторитету ассоциации, имиджу мэра и, главное, интересам компаний-членов. Главное, чтобы у компании не было сомнительного происхождения капитала, задержек или укрывательства от уплаты налогов, чтобы не было в прошлом и в настоящем никаких претензий со стороны органов внутренних дел.– По таким – нет. Чаще всего компании уходят, когда выполняют задуманный проект, меняют стратегию развития или менеджмент. Тем не менее выбывшие компании все равно часто остаются нашими партнерами, мы их по-прежнему приглашаем на мероприятия, рассылаем им информацию. Многие компании рекомендуют другим вступить в ассоциацию, зная, что мы оказываем эффективную помощь. Часто к нам приходят просто за советом. Как советник мэра и генеральный директор ММБА, я участвую во всех заседаниях правительства, поэтому всегда в курсе последних новостей. Наша ассоциация внимательно анализирует все программы, которые принимает правительство. Если у нас в составе ассоциации есть заинтересованные компании-члены, мы стараемся тут же эту информацию до них донести. Мы активно работаем не только с городскими властями, но и с Минэкономразвития, Центробанком, таможней, оказываем содействие в работе с Государственной думой и, конечно, Московской городской. Не случайно у нашей ассоциации лозунг: «Бизнес – власть – прямой диалог».Сейчас он полностью себя оправдывает. Основная задача бизнеса в нынешних условиях – развиваться. За этой повседневной борьбой за клиентов, за долю рынка компании часто забывают о том, что законодательство тоже развивается, не увязывают свои перспективные планы с планами города. И возникает недопонимание. Для этого, собственно, и нужны ассоциации.Особенность ММБА еще и в том, что в нашем составе нормально работают и прямые конкуренты. Например, одну табачную компанию не устраивают действующие табачные акцизы, а другую устраивают. Мы же в этой ситуации стараемся найти компромисс.– Одна из основных задач ММБА – это именно помогать, отстаивать и защищать. Например, недавно возникла опасность возбуждения уголовного дела в отношении одной очень крупной международной консалтинговой компании. По мнению налоговиков, она неправильно платила налоги за 2002–2003 годы. И это притом что эта компания по всему миру консультирует других, как платить налоги. Мы подготовили письмо прокурору города с просьбой внимательно разобраться в ситуации. Впоследствии выяснилось, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, а компания выиграла еще 20 судов по искам налоговиков. Этот пример показывает, как много порой зависит от маленького чиновника. Чиновник считает, что ничего страшного не произойдет, если после его неправильного решения крупной компании придется заплатить 10 тысяч долларов. Но для компаний важна защита мундира, уверенность в собственной правоте.Пока шли все эти разбирательства, в газете «Le Mondе» вышли четыре статьи, посвященные преследованиям компаний в России. И потом пусть кто угодно, даже президент России, уверяет, что у нас бизнесу развиваться безопасно. Верить все равно будут газете «Le Mondе». А началось все с того, что один местный чиновник низкого уровня принял необъективное решение, потому что ему нужно было выполнять план по налогам.Но в целом я оптимистично смотрю на будущее нашей страны. В первый раз я выехал за рубеж в 1968 году, с тех пор, где бы ни работал, довольно часто езжу. Побывал примерно в 30 странах мира, и мне есть с чем сравнивать Россию.Нигде нет таких быстрых преобразований. Те, кто был в столице год назад, а сейчас приехал снова, просто разводят руками. Не верят, что за такой короткий срок город может так радикально меняться.– Насколько нам известно, помимо помощи компаниям ММБА еще организует семинары, конференции, бизнес-форумы. Расскажите подробнее об этой части вашей работы.[/b]– Недавно в Мюнхене состоялся 9-й Международный инвестиционный форум «Москва-Инвест2006». Основная задача этого форума – привлечение инвестиций в Москву и Россию в целом, укрепление позитивного имиджа страны и ее столицы, расширение контактов между бизнесом и властью.Тем самым мы преодолеваем стереотип недоверия к России. Рассказываем, убеждаем, что работать у нас можно и нужно. На форуме представители компаний имеют возможность пообщаться в кулуарах с министрами правительства Москвы и депутатами Мосгордумы. Юрий Лужков на всех наших мероприятиях обязательно встречается с руководством 6–10 компаний, у которых есть наиболее интересные для столицы проекты. В этот раз мэр встречался даже с наследным принцем Баварским, который хранит в семье королевские рецепты кухни и варки пива. Юрий Михайлович одобрил идею открыть в Москве уникальный ресторан, где баварское пиво будет вариться прямо на месте.– Вот что значит, человек знает город, как свою квартиру. Я всегда поражаюсь уникальной памяти Юрия Михайловича. И он всегда нацелен на будущее. Достаточно сказать, что Москва – единственный субъект, который уже принял Генплан до 2020 года. А на федеральном уровне только среднесрочную программу на 2006–2008 годы утвердили лишь в начале 2006 года.– Еще один проект, предложенный Юрию Лужкову в Мюнхене, можно назвать революционным. Было предложено интегрировать в единый комплекс жилые и офисные кварталы и шоссейные дороги, способные разгрузить Москву от вечных пробок. То есть воздвигнуть над крышами построек своего рода «воздушные мосты». При этом, используя современные технологии, сделать это можно так, чтобы условия работы и проживания у людей не ухудшились, чтобы не было вибрации и выхлопных газов. Также вниманию мэра был предложен еще целый ряд проектов, связанных с развитием социальной и инженерной инфраструктуры, строительством крупных объектов. Некоторые проекты мэр поручил вынести на обсуждение на общественном градостроительном совете.–Для нас Банк Москвы – судьбоносная организация. С самого начала деятельности ассоциации банк нам очень помогал. После памятного кризиса августа 1998 года Банк Москвы сыграл очень важную роль в том, чтобы из ассоциации практически никто не ушел, несмотря на сложные финансовые проблемы. Банк по простому заявлению открывал счета для членов нашей ассоциации, помогал решать много технических вопросов с налоговыми инспекциями. И с тех пор сколько раз я ни обращался с различными вопросами к президенту банка Андрею Бородину, всегда находил с его стороны понимание.Форум в Мюнхене начался с презентации Банка Москвы, и это не случайно. Это один из ведущих российских банков, активно работающий с национальными проектами, в частности с ипотекой.– Расскажите немножко о себе. Как вам в 1968 году удалось попасть за границу и потом регулярно туда ездить?[/b]– Я окончил Военный институт иностранных языков. Это серьезное конкурентное преимущество.После этого около 15 лет прослужил в армии, из них 10 лет пробыл в Париже. Французский язык для меня почти родной. Французы, во всяком случае, акцента не различают.– В советское время для военнослужащего это было невозможно. Более того, когда я развелся, мне пришлось уйти из армии. Меня отозвали из Парижа. Но что ни делается, все – к лучшему. В результате я пошел работать в Сокольнический исполком. А чтобы не дать себе засохнуть, параллельно записался в библиотеку иностранной литературы. Потом начал писать книгу, делать диссертацию, окончил заочную аспиранту Дипломатической академии.– Французский и английский языки для меня рабочие. По-итальянски могу поддержать разговор, по-испански объясниться в любви. В дипломе у меня – индонезийский, но я его, к сожалению, совершенно не использую.– Сын Георгий учится на 2-м курсе Московского государственного лингвистического университета (бывший институт иностранных языков имени Мориса Тереза).– У него хороший английский, французский похуже, но сейчас он взял первым языком немецкий. Германия сегодня самый мощный и важный экономический партнер России, поэтому знание немецкого языка очень важно.– Кот Тихон, которого все ласково называют Тишей. Порода «норвежская лесная», но характер совершенно домашний.[i]Многие годы профессиональной деятельности Александра Борисова связаны с развитием внешне-экономических связей города Москвы. С 1998 года он возглавляет исполнительную дирекцию Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА). За время работы А. Борисова в качестве генерального директора ассоциация с 30 компаний-членов, образовавших ее костяк, выросла почти в 7 раз – до 200 компаний, банков и предприятий из 23 стран мира, став уникальной общественной организацией не только в Москве, но и в России. Александр Борисов также является членом правления, председателем Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России, членом консультативного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службе, членом экспертного совета по торговле и услугам при Министерстве экономического развития и торговли, членом совета директоров Ассоциации организации предпринимателей столиц Европы, членом президентского совета Общества друзей Франции, представляет Россию в Консультативной группе частного бизнеса при Генеральном секретаре Всемирной таможенной организации.За время своей трудовой деятельности А. Борисов был награжден благодарностями мэра Москвы, орденом национальных заслуг Франции (специальным указом президента Франции Жака Ширака), международной премией «Советник-2000», европейской премией Euromarket Award-2002, национальной премией «Персона года-2003», международной премией Stevie Award-2004.17 мая 2006 года указом президента Владимира Путина Александр Борисов был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.[/i]

amp-next-page separator